Закон Чувашской Республики от 16 марта 1996 г. N
3
"Об организации местного самоуправления в
Чувашской Республике"
(с изменениями от 14 декабря 1996 г., 12 мая, 8
октября 1997 г., 15 июня 1998 г., 23 июля 2001 г., 20 марта 2002 г.)
Принят Государственным Советом Чувашской
Республики 1 марта 1996 года
Глава 1. Общие
положения
(ст. 1 - 11)
Глава 2. Территориальные
основы местного самоуправления (ст. 12
- 13)
Глава 3. Органы
местного самоуправления и должностные
(ст. 14 - 34)
лица местного
самоуправления
Глава 4. Формы прямого
волеизъявления граждан и другие (ст. 35 - 40)
формы
осуществления местного самоуправления
Глава 5.
Финансово-экономическая основа местного
(ст. 41 - 55)
самоуправления
Глава 6. Гарантии
местного самоуправления
(ст. 56 - 60)
Глава 7.
Ответственность органов местного (ст. 61 -
66)
самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления,
контроль за их деятельностью
Глава 8. Заключительные
положения (ст. 67
- 72)
Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия,
правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и
государственные гарантии его осуществления, регулирует организацию местного
самоуправления в Чувашской Республике.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия и
термины, используемые в настоящем законе
1. В отношении настоящего закона понятия
и термины используются в следующих значениях:
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в абзац второй пункта 1 статьи 1 настоящего Закона
внесены изменения
См. текст абзаца в
предыдущей редакции
муниципальное образование - городское, сельское
поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть
поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пределах
которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная
собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
вопросы местного значения - вопросы
непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального
образования, отнесенные к таковым Уставом муниципального образования в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и
настоящим законом;
местный референдум - голосование граждан
по вопросам местного значения;
органы местного самоуправления - выборные и другие
органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не
входящие в систему органов государственной власти;
представительный орган местного
самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом
представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие
на территории муниципального образования;
должностное лицо местного самоуправления - выборное либо
работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее
организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не
относящееся к категории государственных служащих;
выборное должностное лицо местного
самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или
представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное
согласно Уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов
местного значения;
муниципальная собственность - собственность
муниципального образования;
местные налоги и сборы - налоги и сборы,
устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно;
муниципальная служба - профессиональная
деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по
исполнению их полномочий.
2. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с
этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других
объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного
самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением
местного самоуправления.
Статья 2. Местное самоуправление
Местное самоуправление в Чувашской
Республики - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики
самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению
непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного
значения,
исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Статья 3. Право граждан
Российской Федерации, проживающих в Чувашской Республике, на осуществление
местного самоуправления
1. Граждане Российской Федерации,
проживающие в Чувашской Республике, осуществляют свое право на местное
самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных
образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав
граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также
через выборные и другие органы местного самоуправления.
2. Граждане Российской Федерации,
проживающие в Чувашской Республике, имеют равные права на осуществление
местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям.
3. Граждане Российской Федерации,
проживающие в Чувашской Республике, имеют право избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления.
4. Граждане Российской Федерации,
проживающие в Чувашской Республике, имеют равный доступ к муниципальной службе.
5. Граждане Российской Федерации,
проживающие в Чувашской Республике, имеют право обращаться в органы местного
самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
6. Органы местного самоуправления и
должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность
ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права
и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и
другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного
самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Статья 4. Полномочия органов
государственной власти Чувашской Республики в области местного самоуправления
К полномочиям органов государственной
власти Чувашской Республики в области местного самоуправления относятся:
1) принятие и изменение законов Чувашской
Республики о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия законов
Чувашской Республики о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики и
законам Российской Федерации;
3) регулирование порядка передачи и
передача объектов собственности Чувашской Республики в муниципальную
собственность;
4) регулирование отношений между
республиканским бюджетом Чувашской Республики и местными бюджетами;
5) обеспечение сбалансированности
минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной
обеспеченности;
6) наделение органов местного
самоуправления законом отдельными полномочиями органов государственной власти
Чувашской Республики, передача материальных и финансовых средств, необходимых
для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
7) принятие программ развития местного
самоуправления;
8) защита прав граждан на осуществление
местного самоуправления;
9) обеспечение гарантий финансовой
самостоятельности местного самоуправления;
10) обеспечение государственных
минимальных социальных стандартов;
11) установление и изменение порядка
образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных
образований, установление и изменение их границ и наименований;
12) компенсация местному самоуправлению
дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами
государственной власти Чувашской Республики;
13) регулирование законами в соответствии
с законодательством Российской Федерации особенностей организации местного
самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
14) законодательство о муниципальной службе;
15) регулирование основ территориального общественного
самоуправления;
16) принятие и изменение законов
Чувашской Республики об административных правонарушениях по вопросам, связанным
с осуществлением местного самоуправления;
17) установление порядка регистрации
Уставов муниципальных
образований.
Статья 5. Предметы ведения
местного самоуправления
1. В ведении муниципальных образований
находятся вопросы
местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут
наделяться органы местного самоуправления.
2. К вопросам местного значения
относятся:
1) принятие и изменение Уставов
муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной
собственностью;
3) местные финансы, формирование,
утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других
финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально-экономическое
развитие муниципального образования;
5) содержание и использование
муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие
муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального
образования;
7) организация, содержание и развитие
муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия
населения;
8) охрана общественного порядка,
организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка,
осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки, застройки и
наименование территорий муниципальных образований;
10) создание условий для жилищного и
социально-культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на
территории муниципального образования;
12) регулирование использования водных
объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных
ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного
значения;
13) организация, содержание и развитие
муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и
муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство
и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение
территории муниципального образования;
17) организация утилизации и переработки
бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и
содержание мест захоронения;
19) организация и содержание
муниципальных архивов;
20) организация транспортного
обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения
услугами связи;
21) создание условий для обеспечения
населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности
учреждений культуры в муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и
культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной
информационной службы;
25) создание условий для деятельности
средств массовой информации муниципального образования;
27) создание условий для развития
физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие
занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на
территории муниципального образования;
30) обеспечение противопожарной
безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной
службы;
31) создание условий и охраны труда,
предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Органы местного самоуправления участвуют в реализации
отдельных государственных полномочий: обеспечение законности, правопорядка,
охраны прав и свобод граждан, охрана природной среды, организация
здравоохранения, образования, социального обеспечения, занятости и социальной
защищенности населения, гражданской обороны, статистики и информатизации,
развития культуры, физкультуры и спорта, записи актов гражданского состояния,
проведение молодежной политики.
Муниципальные образования вправе принимать к
своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного
значения
законами Чувашской Республики, а также вопросы, не исключенные из их ведения и
не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов
государственной власти.
3. На территории муниципального
образования (за исключением города), где имеются другие муниципальные
образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов
местных бюджетов разграничиваются законом Чувашской Республики, а в отношении
внутригородских муниципальных образований - Уставом города.
Муниципальным образованиям обеспечивается
экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением
предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного
муниципального образования другому не допускается по вопросам, отнесенным к их
исключительному ведению.
4. Наделение органов местного
самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только
федеральными законами и законами Чувашской Республики с одновременной передачей
необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий
подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением
органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
определяются соответственно федеральными законами и законами Чувашской
Республики.
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в статью 6 настоящего Закона внесены изменения
См. текст статьи в
предыдущей редакции
Статья 6. Законодательная основа
местного самоуправления
Статья 6. Правовая основа местного
самоуправления
Правовую основу местного самоуправления в
Чувашской Республике составляют:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральные законы;
3) Конституция Чувашской Республики;
4) настоящий Закон;
5) Уставы муниципальных
образований и иные правовые акты.
Статья 7. Устав муниципального
образования
1. Муниципальное образование имеет Устав,
в котором указываются:
1) границы и состав территории
муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению
муниципального образования;
3) формы, порядок и гарантии
непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного
самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных,
других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов, членов
других выборных органов местного самоуправления, выборного должностного
лица местного самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления в
силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
8) основания и виды ответственности
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок отзыва, выражения недоверия
населением или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного
самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления;
10) статус и социальные гарантии
депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного
должностного лица местного самоуправления, основания и порядок прекращения их
полномочий;
11) гарантии прав должностных лиц местного
самоуправления;
12) условия и порядок организации муниципальной службы;
13) экономическая и финансовая основа
осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и
распоряжения муниципальной собственностью;
14) вопросы организации местного
самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального
образования национальных групп и общностей с учетом исторических и иных
местных традиций;
15) другие положения об организации
местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации
и Чувашской Республики.
2. Устав муниципального образования
разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального
образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением
непосредственно.
3. Устав муниципального образования
подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом Чувашской
Республики.
Законом Чувашской Республики
от 15 июня 1998 года N 8 пункт 4 статьи 7 настоящего закона изложен в новой редакции
См. текст пункта в
предыдущей редакции
4.Устав муниципального образования
вступает в силу после его государственной регистрации и официального
опубликования (обнародования).
Статья 8. Государственная
регистрация Устава муниципального образования
Государственная регистрация Устава
муниципального образования производится Министерством юстиции Чувашской
Республики.
Для государственной регистрации Устава
муниципального образования представляются следующие документы:
1) ходатайство представительного органа
местного самоуправления о регистрации Устава муниципального образования;
2) документ, подтверждающий факт принятия
Устава муниципального образования;
3) текст Устава муниципального
образования с необходимыми приложениями.
Документы на государственную регистрацию
подаются в течение одного месяца со дня принятия Устава муниципального
образования.
Министерство юстиции Чувашской Республики
в месячный срок со дня подачи документов принимает решение о регистрации Устава
муниципального образования и выдаче заявителям свидетельства о его
государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации Устава
муниципального образования и выдаче заявителям письменного мотивированного
отказа.
Основанием для отказа в государственной
регистрации Устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции
Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, законодательству
Российской Федерации и Чувашской Республики. Отказ в государственной
регистрации может быть обжалован гражданами и органом местного самоуправления в судебном порядке.
Отказ в государственной регистрации
Устава муниципального образования не является препятствием для повторной подачи
документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований,
вызвавших отказ.
Изменения и дополнения, вносимые в Устав
муниципального образования, подлежат государственной регистрации в том же
порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самого Устава
муниципального образования.
Статья 9. Государственная
поддержка местного самоуправления
Органы государственной власти Чувашской
Республики создают необходимые правовые, организационные,
материально-финансовые условия для становления и развития местного
самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на
местное самоуправление.
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в статью 10 настоящего Закона внесены изменения
См. текст статьи в
предыдущей редакции
Статья 10. Ассоциации и союзы
муниципальных образований
Статья 10. Объединения муниципальных
образований
Муниципальные образования в целях координации
своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов
могут создавать объединения в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 11. Символика муниципальных
образований
Муниципальные образования вправе иметь
собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую
исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные
традиции.
Глава II. Территориальные основы местного
самоуправления
Статья 12. Территории местного
самоуправления
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в предложение второе пункта 1 статьи 12 настоящего
Закона внесены изменения
См. текст абзаца в
предыдущей редакции
1. Местное самоуправление осуществляется
на всей территории Чувашской Республики в городских, сельских поселениях и на
иных территориях. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии
с федеральными законами и законом Чувашской Республики с учетом исторических и
иных местных традиций.
Особенности самоуправления города
Чебоксары устанавливаются законом Чувашской Республики о статусе столицы
Чувашской Республики.
Об уставе г. Чебоксары - столицы
Чувашской Республики см. Решение Чебоксарского городского Собрания
депутатов Чувашской Республики от 29 августа 1996 года
Население городского, сельского поселения
независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление
местного самоуправления.
1. Местное самоуправление осуществляется
на всей территории Чувашской Республики в границах ныне существующего
административно-территориального деления Чувашской Республики. Территории
муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законом Чувашской
Республики с учетом исторических и иных местных традиций.
Особенности самоуправления города
Чебоксары устанавливаются законом Чувашской Республики о статусе столицы
Чувашской Республики.
2. Территорию муниципального образования составляют земли
городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования,
рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в
границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого
назначения.
3. Вопросы об образовании, объединении, о
преобразовании или упразднении внутригородских муниципальных образований,
установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения
соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в
соответствии с Уставом города.
Статья 13. Установление и
изменение границ муниципального образования
1. Установление и изменение границ
муниципального образования, в том числе при образовании, объединении,
преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с
учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного
самоуправления, а также органов государственной власти Чувашской Республики.
2. Изменение границ муниципального
образования не допускается без учета мнения населения соответствующих
территорий.
Гарантии учета мнения населения при
решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное
самоуправление, устанавливаются законом Чувашской Республики.
3. Порядок образования, объединения,
преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и
изменения их границ и наименований определяется законом Чувашской Республики.
Глава III. Органы местного самоуправления и должностные
лица местного самоуправления
Статья 14. Органы местного
самоуправления
1. К органам местного самоуправления относятся:
выборные органы, образуемые в
соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", настоящим законом, Уставами
муниципальных образований;
другие органы, образуемые в соответствии
с Уставами муниципальных образований.
2. Наличие выборных органов местного
самоуправления муниципальных образований является обязательным.
3. Органы местного самоуправления
наделяются в соответствии с Уставом муниципального образования собственной
компетенцией в решении вопросов местного значения.
4. Органы местного самоуправления не
входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного
самоуправления органами государственной власти и государственными должностными
лицами не допускается.
5. Структура органов местного
самоуправления определяется населением самостоятельно.
6. Органы местного самоуправления образуются сроком до 4
лет.
Статья 15. Представительные органы
местного самоуправления
Представительные органы местного
самоуправления состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и
прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными
законами и законами Чувашской Республики.
О выборах депутатов в
органы местного самоуправления см. Закон Чувашской Республики N 691 от 19 октября 1993
года
Наименования представительных органов
местного самоуправления устанавливаются Уставами муниципальных
образований с учетом исторических и иных местных традиций.
Статья 16. Организационные основы
деятельности представительного органа местного самоуправления
1. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в
коллегиальном порядке.
2. Численный состав представительного
органа местного самоуправления определяется Уставом муниципального образования.
3. Основной формой работы
представительного органа местного самоуправления является заседание, на котором
решаются вопросы, отнесенные к ведению этого органа.
Заседание представительного органа
местного самоуправления правомочно, если на нем присутствует не менее двух
третей численного состава депутатов.
4. В соответствии с Уставом
муниципального образования работу представительного органа местного
самоуправления может организовать глава местного самоуправления. При этом глава
местного самоуправления:
созывает заседания представительного органа
местного самоуправления, контролирует их подготовку;
подписывает решения представительного
органа местного самоуправления и организует выполнение его решений;
представляет территорию муниципального
образования в органах государственной власти и иных организациях;
решает иные вопросы, которые ему могут
быть поручены представительным органом местного самоуправления или возложены
законодательством.
5. Первое заседание вновь избранного
представительного органа местного самоуправления созывается главой местного
самоуправления или одним из старейших депутатов нового состав не позднее чем в
трехнедельный срок после выборов и при условии избрания не менее двух третей
общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления.
Выборы главы местного
самоуправления осуществляются в соответствии с Законом Чувашской Республики N
4 от 16 марта 1996 года
6. Очередные заседания представительного органа
местного самоуправления созываются главой местного самоуправления не реже четырех
раз в год. Внеочередные заседания представительного органа местного
самоуправления созываются по инициативе одной трети от общего числа депутатов
или главы местного самоуправления не позднее чем в десятидневный срок.
7. По вопросам, отнесенным к его
компетенции, представительный орган местного самоуправления принимает решения,
которые считаются принятыми, если за них проголосовало большинство депутатов,
избранных в представительный орган местного самоуправления, если иное не
установлено Уставом муниципального образования.
О вопросах компетенции
органов местного самоуправления см. ст. 17 Закона Чувашской Республики от 18 октября 1991
года
8. По иным вопросам, вносимым на
заседание, представительный орган местного самоуправления вправе принимать
заявления и обращения, которые считаются принятыми, если за них проголосовало
большинство депутатов, присутствующих на заседании представительного органа
местного самоуправления.
9. Порядок деятельности представительного
органа местного самоуправления определяется его регламентом, который
утверждается в соответствии с Уставом муниципального образования.
Представительный орган местного самоуправления
не вправе вмешиваться в оперативную деятельность исполнительного органа
местного самоуправления.
10. Деятельность представительного органа
местного самоуправления финансируется из средств местного бюджета.
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в пункт 11 статьи 16 настоящего Закона внесены
изменения
См. текст пункта в
предыдущей редакции
11. Полномочия представительного органа
местного самоуправления могут быть прекращены досрочно по решению самого
представительного органа местного самоуправления о досрочном прекращении
полномочий, принятому двумя третями голосов от установленного числа депутатов.
12. Представительный орган местного
самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования может принимать на муниципальную службу по контракту (трудовому
договору) лиц для обеспечения своей деятельности.
См. постановление N 45 от 5 марта 1990
года об аппарате местного самоуправления Чувашской Республики
Статья 17. Полномочия
представительных органов местного самоуправления
1. Полномочия представительных органов
местного самоуправления определяются Уставами муниципальных образований.
2. В исключительном ведении
представительных органов местного самоуправления находится решение следующих
вопросов:
1) принятие общеобязательных правил по
предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом
муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета
о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального
образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов в соответствии с
действующим законодательством;
5) установление порядка управления и
распоряжения муниципальной собственностью на основе действующего законодательства;
6) образование, избрание и упразднение
постоянных и других комиссий, изменение их состава;
7) контроль за деятельностью органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных
Уставами муниципальных образований.
3. В отдельных поселениях Уставом муниципального
образования в соответствии с законом Чувашской Республики может быть
предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов
местного самоуправления общими собраниями (сходами), конференциями граждан.
Статья 18. Постоянные комиссии
представительного органа местного самоуправления
По отдельным направлениям своей
деятельности представительный орган местного самоуправления избирает из своего
состава постоянные комиссии.
Функции и полномочия постоянных комиссий
определяются Положением о постоянных комиссиях, которое утверждается
представительным органом местного самоуправления.
организация работы постоянных комиссий
определяется регламентом представительного органа местного самоуправления и
Положением о постоянных комиссиях.
Статья 19. Исполнительные органы
местного самоуправления
1. Исполнительные органы местного
самоуправления в соответствии с Уставами муниципальных образований создаются
для реализации организационно-распорядительных функций в решении вопросов местного значения.
Исполнительные органы местного
самоуправления подотчетны населению непосредственно и представительным органам
местного самоуправления.
Исполнительным органом местного
самоуправления является администрация муниципального образования, возглавляемая главой
муниципального образования - главой местного самоуправления.
2. Деятельность главы муниципального
образования осуществляется на принципах единоначалия. Структура и штаты
администрации муниципального образования определяются и формируются главой
муниципального образования по согласованию с представительным органом местного
самоуправления.
Законом Чувашской Республики
от 20 марта 2002 г. N 7 в статью 20 настоящего Закона внесены изменения
См. текст статьи в
предыдущей редакции
Статья 20. Глава местного
самоуправления
1. Глава местного самоуправления - выборное должностное
лицо местного самоуправления возглавляет деятельность по осуществлению
местного самоуправления на территории муниципального образования.
2. Глава местного самоуправления
избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования,
на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании в соответствии с законом Чувашской Республики либо представительным органом
местного самоуправления из своего состава в соответствии с Уставом муниципального
образования. Представительный орган местного самоуправления при избрании главы
местного самоуправления из своего состава вправе учитывать мнение Президента
Чувашской Республики.
При избрании главы местного самоуправления
представительным органом местного самоуправления решение считается принятым,
если за него проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в
состав соответствующего представительного органа местного самоуправления.
3. Уставом муниципального образования
избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом
входить в состав представительного органа местного самоуправления и решать
вопросы, предусмотренные в пункте 4 статьи 16 настоящего закона.
4. Срок полномочий главы местного
самоуправления не может быть меньше срока полномочий соответствующего
представительного органа местного самоуправления.
5. Глава местного самоуправления
непосредственно или через создаваемые структурные подразделения администрации муниципального
образования осуществляет все организационно-распорядительные функции по
решению вопросов
местного значения, кроме полномочий, входящих в исключительную компетенцию
представительного органа местного самоуправления в соответствии с Уставом
муниципального образования.
6. Свои полномочия глава муниципального
образования реализует изданием постановлений и распоряжений. Постановления
принимаются по вопросам компетенции администрации муниципального образования, а
распоряжения - по вопросам внутриорганизационной деятельности администрации
муниципального образования.
Правовые акты главы муниципального
образования, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, вступают в
силу после их официального опубликования.
Руководители структурных подразделений
администрации муниципального образования издают приказы.
7. Глава муниципального
образования в соответствии с Уставом муниципального образования подотчетен
населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
8. Представительный орган местного самоуправления может выразить
недоверие главе местного самоуправления не менее чем двумя третями голосов от
общего числа депутатов.
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 первое предложение абзаца второго пункта 8 статьи 20
настоящего Закона признано утратившим силу
В случае принятия такого решения
представительный орган местного самоуправления назначает референдум об отзыве
главы местного самоуправления. Вопрос о недоверии главе местного самоуправления
не может быть рассмотрен представительным органом местного самоуправления в
течение года после его избрания.
Представительный орган местного
самоуправления может рассмотреть вопрос о выражении недоверия главе местного
самоуправления в случаях:
1) не принятия (не издания) нормативного
правового акта, необходимого для реализации решения, принятого на местном референдуме, если издание такого
акта отнесено к компетенции главы местного самоуправления;
2) по предложению Президента Чувашской
Республики о выражении недоверия главе местного самоуправления.
Депутаты представительного органа
местного самоуправления или Президент Чувашской Республики, инициирующие
рассмотрение вопроса о выражении недоверия главе местного самоуправления,
обязаны представить в представительный орган местного самоуправления и главе
местного самоуправления письменное обоснование с приложением подтверждающих
документов.
В случае принятия представительным
органом местного самоуправления решения о недоверии главе местного
самоуправления его полномочия прекращаются досрочно.
9. Полномочия главы местного
самоуправления могут быть прекращены досрочно в случаях:
утраты гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного
приговора суда в отношении главы местного самоуправления;
признания гражданина, являющегося главой
местного самоуправления, решением суда, вступившим в законную силу,
недееспособным и ограниченно дееспособным;
письменного заявления главы местного
самоуправления о сложении своих полномочий;
нарушения действующего законодательства и
устава муниципального
образования;
отзыва;
принятия решения об отрешении от
должности главы местного самоуправления соответствующими должностными лицами в
соответствии с федеральным законодательством;
выражения недоверия представительным органом
местного самоуправления;
Полномочия главы местного самоуправления
могут быть прекращены досрочно также в случае избрания или назначения на
должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением соответствующих
полномочий.
10. При досрочном прекращении полномочий
главы местного самоуправления соответствующий представительный орган местного
самоуправления не позднее чем через две недели решает вопросы проведения
выборов нового главы местного самоуправления.
Статья 21. Полномочия
исполнительных органов местного самоуправления в области планирования, бюджета,
финансов и учета
Исполнительный орган местного
самоуправления:
1) разрабатывает и представляет на
утверждение соответствующего представительного органа местного самоуправления проекты планов и
программ социально-экономического развития территории муниципального
образования, бюджета, организует их исполнение;
2) получает от предприятий, учреждений и
организаций всех форм собственности, расположенных на соответствующей
территории муниципального образования, необходимые сведения о проектах их
планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные
последствия, затрагивающие интересы населения, осуществляет обязательное для
таких планов и мероприятий согласование;
3) вносит в соответствующие органы
предложения по проектам планов социально-экономического развития территории
муниципального образования;
4) обеспечивает составление балансов:
финансового, денежных доходов населения, трудовых ресурсов и занятости,
земельного и других, необходимых для управления экономическим и социальным
развитием соответствующей территории муниципального образования;
5) осуществляет в соответствии с
законодательством контроль за состоянием учета и отчетности расположенных на
территории муниципального образования предприятий и организаций, оказывает
содействие органам государственной статистики, предоставляет им и получает от
них необходимые статистические данные.
Статья 22. Полномочия
исполнительных органов местного самоуправления в области управления
муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями,
организациями
Исполнительный орган местного
самоуправления;
1) управляет муниципальной
собственностью, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью в
порядке, определенном представительным органом местного самоуправления, решает вопросы
создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной
собственности, вносит предложения в представительный орган местного
самоуправления об отчуждении объектов муниципальной собственности;
2) создает за счет имеющихся средств
предприятия муниципальной и смешанной формы собственности, утверждает их
уставы, участвует на долевых началах в создании и эксплуатации совместных
предприятий;
3) назначает и освобождает от должности
руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций; заслушивает
отчеты об их деятельности;
4) содействует созданию на территории
муниципального образования предприятий различных форм собственности, занятых
обслуживанием населения, крестьянских (фермерских) хозяйств;
5) предоставляет в соответствии с
законодательством и решениями представительного органа местного самоуправления
льготы и преимущества, в том числе налоговые, в пределах своей компетенции в
целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности;
6) заключает с предприятиями,
организациями, не находящимися в муниципальной собственности, договоры о
сотрудничестве в экономическом и социальном развитии территории муниципального
образования, на производство товаров народного потребления и иной продукции,
на оказание услуг;
7) размещает в установленном порядке
предприятия, учреждения, организации на территории муниципального образования;
8) приостанавливает строительство или
эксплуатацию объектов в случае нарушения экологических, санитарных,
строительных норм; ограничивает или запрещает использование питьевой воды в
промышленных целях.
Статья 23. Полномочия
исполнительных органов местного самоуправления в области ценообразования
Исполнительный орган местного
самоуправления:
1) осуществляет в соответствии с
законодательством на территории муниципального образования контроль за
правильностью цен, тарифов, наценок и скидок;
2) вносит на рассмотрение представительного органа
местного самоуправления предложения по дополнительной компенсации населению за счет
средств бюджета расходов, связанных с приобретением некоторых видов товаров, а
также оказанием услуг.
Статья 24. Полномочия
исполнительных органов местного самоуправления в области
материально-технического обеспечения социально-экономического развития
Исполнительный орган местного
самоуправления:
1) осуществляет материально-техническое
обеспечение мероприятий и программ, предусмотренных планом экономического и
социального развития соответствующей территории муниципального образования;
2) заключает хозяйственные договоры с
предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, в том числе
с зарубежными партнерами, для привлечения их продукции, товаров и услуг на
местный рынок;
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 пункт 3 статьи 24 настоящего Закона признан утратившим
силу
3) производит по взаимному соглашению с
предприятиями замену налога на прибыль (доход), поступающего в соответствующий
бюджет, натуральным покрытием продукцией или услугами предприятий.
Статья 25. Полномочия
исполнительных органов местного самоуправления в области сельского хозяйства,
использования земли, охраны природы
Исполнительный орган местного
самоуправления:
1) производит предоставление и изъятие
земельных участков в порядке, установленном действующим законодательством;
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 пункт 2 статьи 25 настоящего Закона признан утратившим
силу
2) регистрирует права землевладения,
землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и
договоры их аренды;
3) организует ведение земельного
кадастра;
4) планирует использование земель;
5) организует разработку и осуществление
генеральных планов, проектов планировки и застройки, планов
земельно-хозяйственного устройства поселений на территории муниципального
образования;
6) взимает плату (налог) за землю;
7) осуществляет контроль за рациональным
использованием земель, проведением работ по повышению ее плодородия
землепользователями и охране земель;
8) защищает права собственников земли,
землепользователей и арендаторов;
9) организует проведение работ по
землеустройству, дает заключения по планам землеустроительных работ, проводимых
на территории муниципального образования;
10) определяет условия проведения
изыскательских работ, проводимых на территории муниципального образования;
11) осуществляет в соответствии с
законодательством управление и контроль в области использования и охраны вод,
лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других
природных ресурсов на территории муниципального образования;
12) предоставляет в пользование в
установленном порядке водные ресурсы, находящиеся в ведении муниципального
образования, разрешает в пределах своей компетенции споры о водопользовании,
контролирует строительство и эксплуатацию сооружений водоснабжения;
13) предоставляет в установленном порядке
места для разработки месторождений полезных ископаемых, находящихся в ведении
муниципального образования, разрешает в пределах своей компетенции споры по
вопросам пользования недрами;
14) обеспечивает проведение на территории
муниципального образования мероприятий по охране окружающей среды;
15) организует проведение на территории
муниципального образования гигиенических и санитарно-эпидемиологических
мероприятий, а также обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и
гигиенических нормативов;
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в пункт 16 статьи 25 настоящего Закона внесены
изменения
См. текст пункта в
предыдущей редакции
16) организует по требованию населения
общественные экологические экспертизы;
17) информирует население об
экологической обстановке, принимает в случае стихийных бедствий и аварий меры
по обеспечению безопасности населения; сообщает в соответствующие органы о
действиях предприятий, учреждений, организаций и граждан, представляющих угрозу
окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании;
18) принимает в соответствии с
законодательством решения о наложении штрафов за ущерб, причиненный природной
среде.
Статья 26. Полномочия исполнительных
органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи
Исполнительный орган местного
самоуправления:
1) организует разработку генерального
плана города и проекта планировки пригородной зоны, проектов детальной
планировки и застройки микрорайонов и других градостроительных комплексов,
проекта инженерных сооружений и благоустройства; разрабатывает правила
застройки населенного пункта в соответствии с его генеральным планом и вносит
их на утверждение соответствующего представительного органа местного самоуправления; осуществляет контроль
за соблюдением утвержденных проектов строительства объектов
жилищно-коммунального хозяйства и производственного назначения, организует
экспертизу проектов;
2) обеспечивает координацию деятельности
и методическое руководство в области строительной политики;
3) выступает заказчиком на строительство
и ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры, создаваемых за
счет собственных средств или на основе долевого участия;
4) выдает разрешение на строительство на
территории муниципального образования объектов производственного назначения;
приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных
проектов, планов и правил застройки;
5) рассматривает предложения о размещении
новых объектов производственного назначения на территории муниципального
образования и согласовывает их строительство с соответствующими органами;
6) назначает приемочные комиссии,
утверждает акты о приеме в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского
назначения, а также принимает участие в приеме в эксплуатацию других объектов,
расположенных на территории муниципального образования;
7) привлекает на договорной основе
предприятия, другие организации к участию в развитии мощностей строительной
индустрии, производства строительных материалов для выполнения работ на
территории муниципального образования;
8) руководит транспортными предприятиями
и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль
за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих
население, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта,
привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения
предприятия и организации, действующие на территории муниципального
образования; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических
транспортных средств, организует и контролирует обслуживание пассажиров;
9) организует работу предприятий связи,
обеспечивает развитие радио и телевещания.
Статья 27. Полномочия
исполнительных органов местного самоуправления в области жилищного хозяйства,
коммунально-бытового и торгового обслуживания населения
Исполнительный орган местного
самоуправления:
1) организует и осуществляет контроль за
надлежащей эксплуатацией муниципального, государственного жилого фонда,
объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового
обслуживания, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения,
устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения. Ставит вопрос
об ответственности владельцев указанных объектов иной формы собственности, не
выполняющих правила и нормы по их содержанию и эксплуатации;
2) распределяет в установленном порядке
населению муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий и представляет им жилые помещения в домах
муниципального жилищного фонда, решает вопросы приватизации, продажи домов и
квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений,
находящихся в муниципальной собственности, а также выдает ордера на заселение жилой
площади;
3) дает заключения по планам
строительства предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в
муниципальной собственности, электрических, водопроводных, канализационных,
тепловых и газовых сетей и сооружений, автодорог;
4) организует благоустройство территории муниципального
образования, привлекает на договорной основе к этой работе предприятия,
учреждения, организации, а также население; контролирует благоустройство производственных
территорий, осуществляет озеленение, охрану зеленых насаждений и водоемов,
создает места отдыха граждан; присваивает наименования улицам, устанавливает
нумерацию домов;
Законом Чувашской Республики
от 8 октября 1997 года N 14 пункт 5 настоящего закона изложен в новой редакции
См. текст пункта в
предыдущей редакции
5) устанавливает режим работы
государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов
обслуживания населения.
6) организует рынки и ярмарки; в
соответствии с законодательством устанавливает правила торговли, контролирует
соблюдение цен и правил торговли, санитарное состояние мест торговли,
предоставляет места под торговые точки; организует закупку, хранение,
переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов;
7) ведает кладбищами, обеспечивает
содержание в надлежащем состоянии иных мест захоронения.
Статья 28. Полномочия
исполнительных органов местного самоуправления в области социально-культурного
обслуживания населения
Исполнительный орган местного самоуправления:
1) осуществляет управление находящимися в
ведении муниципального
образования учреждениями образования, культуры, здравоохранения, социального
обеспечения, физкультурно-спортивными сооружениями, обеспечивает их
материально-техническое снабжение; назначает и освобождает от должности
руководителей соответствующих учреждений, заслушивает отчеты об их
деятельности;
2) планирует развитие на территории
муниципального образования сети учреждений образования; организует оказание
образовательным учреждениям методической помощи; содействует организации
трудового обучения и профориентации школьников;
3) организует на территории
муниципального образования работу культурно-просветительских учреждений с
учетом национально -культурных традиций населения;
4) осуществляет охрану и организует
использование расположенных на территории муниципального образования памятников
природы, культуры, истории, находящихся в муниципальной собственности;
5) создает объекты социально-культурного,
физкультурно -спортивного назначения, контролирует кино- и видеообслуживание
населения;
6) разрабатывает комплексные программы
укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления среды
обитания человека;
7) организует проведение мероприятий в
области образования, здравоохранения, культуры, спорта и молодежной политики.
Статья 29. Полномочия
исполнительных органов местного самоуправления в области социальной защиты
населения
Исполнительный орган местного
самоуправления:
1) в пределах своей компетенции назначает
и выплачивает пенсии и пособия; контролирует работу органов врачебно-трудовой
экспертизы; назначает и выплачивает из собственных и привлеченных средств
доплаты к пенсиям и пособиям;
2) организует в соответствии с решениями представительного органа
местного самоуправления учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств
местного бюджета; в соответствии с решениями представительного органа местного
самоуправления распоряжается средствами фонда социальной защиты населения и
принимает меры к его пополнению;
3) принимает меры по улучшению жилищных и
материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов и
престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а также меры по устройству
нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;
4) содействует созданию необходимых
жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей;
5) предоставляет в пределах своих
полномочий льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства,
улучшением условий жизни многодетных семей; обеспечивает устройство детей,
оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы - интернаты и на
воспитание в семьи граждан; решает вопросы усыновления (удочерения);
6) решает вопросы опеки и попечительства;
7) разрабатывает и реализует программы
повышения уровня занятости населения;
8) организует с целью обеспечения
занятости населения общественные оплачиваемые работы по благоустройству,
строительству и ремонту дорог, зданий, сооружений за счет средств местного
бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств; получает от расположенных
на территории муниципального образования предприятий, учреждений, организаций всех форм
собственности сведения о высвобождении работающих, заслушивает сообщения их
руководителей по этим вопросам.
Статья 30. Полномочия
исполнительных органов местного самоуправления в области обеспечения
законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан
Исполнительный орган местного
самоуправления:
1) обеспечивает на соответствующей
территории соблюдение законов, актов органов государственной власти, охрану
прав и свобод граждан; осуществляет контроль за соблюдением решений
представительного органа местного самоуправления по этим вопросам
предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и
гражданами;
2) обращается в установленном порядке в
суд или арбитражный суд о признании недействительными актов органов
государственной власти, предприятий, учреждений, организаций всех форм
собственности, нарушающих права данного органа местного самоуправления;
3) осуществляет в случае стихийных
бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых
нарушений общественного порядка предусмотренные законом меры, связанные со
спасением и охраной жизни людей, защитой их здоровья и прав, сохранением
материальных ценностей, поддержанием порядка, обеспечением деятельности
предприятий, учреждений, организаций; организует проведение противопожарных
мероприятий;
4) налагает в пределах своей компетенции
административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими
административные правонарушения;
5) принимает предусмотренные
законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных
шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных и других массовых
общественных мероприятий;
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в пункт 6 статьи 30 настоящего Закона внесены изменения
См. текст пункта в
предыдущей редакции
6) организует деятельность органа
внутренних дел, создает за счет собственных и привлеченных средств
дополнительные подразделения милиции общественной безопасности (муниципальной
милиции); осуществляет контроль за деятельностью расположенных на его
территории учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствии с
федеральным законодательством.
7) руководит органами записи актов
гражданского состояния и архивом;
8) совершает нотариальные действия в
соответствии с действующим законодательством;
9) содействует органам суда, прокуратуры
в их работе;
10) организует прием населения, а также
рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан, принимает по ним
необходимые меры в пределах своей компетенции;
12) руководит гражданской обороной;
13) рассматривает ходатайства и вносит
представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами
и присвоении почетных званий.
Статья 31. Статус депутата
представительного органа местного самоуправления
1. Статус депутата представительного органа
местного самоуправления определяется в соответствии с федеральными законами и
законами Чувашской Республики.
В настоящее время действует
Закон Чувашской Республики N
9 от 11 мая 1995 года " О статусе депутата представительного органа
местного самоуправления"
2. Депутат представительного органа
местного самоуправления может быть отозван населением до окончания срока
полномочий. Порядок отзыва устанавливается законом Чувашской Республики.
3. Депутаты представительного органа
местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального
образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
Статья 32. Статус главы местного
самоуправления
1. Глава местного самоуправления в
соответствии с Уставом муниципального образования наделяется полномочиями по
решению вопросов
местного значения.
2. Главе местного самоуправления
гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления
полномочий, защита прав, чести и достоинства.
Законом Чувашской Республики
от 20 марта 2002 г. N 7 в пункт 3 статьи 32 настоящего Закона внесены
дополнения
3. Полномочия главы местного
самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и заканчиваются в
день вступления в должность вновь избранного должностного лица, кроме случаев
досрочного прекращения полномочий.
4. Глава местного самоуправления может
быть отозван избирателями до окончания срока полномочий. Порядок отзыва устанавливается
законом Чувашской Республики.
Порядок отзыва главы
местного самоуправления определяется Законом Чувашской Республики N 4 от 16 марта
1996 года
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в пункт 5 статьи 32 настоящего Закона внесены изменения
См. текст пункта в
предыдущей редакции
5. Вопросы неприкосновенности главы
местного самоуправления решаются в соответствии с федеральным
законодательством.
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 статья 33 настоящего Закона признана утратившей силу
Статья 33. Органы
местного самоуправления - юридические лица
Представительные и исполнительные органы
местного самоуправления являются юридическими лицами.
Статья 34. Муниципальная служба
1. Лица, осуществляющие службу на
должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования
к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения
муниципальной службы, управление службой, определяется Уставом муниципального
образования в соответствии с федеральным законом и законом Чувашской
Республики.
3. Время работы на должностях в органах
местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления
льгот и гарантий в соответствии с законодательством.
Глава IV. Формы прямого волеизъявления граждан и
другие формы осуществления местного самоуправления
Статья 35. Местный референдум
1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
2. Порядок назначения и проведения
местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума
устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии с законом
Чувашской Республики.
См. Закон Чувашской Республики
от 20 июня 2002 г. N 17 "О местном референдуме в Чувашской
Республике"
Статья 36. Муниципальные выборы
1. Порядок проведения муниципальных
выборов определяется законами Чувашской Республики.
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в пункт 2 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения
См. текст пункта в
предыдущей редакции
2. Органы государственной власти
Чувашской Республики гарантируют проведение муниципальных выборов.
Статья 37. Общее собрание (сход),
конференция граждан
1. В муниципальных образованиях для решения вопросов местного
значения
могут созываться общие собрания (сходы), конференции граждан.
2. Порядок созыва и проведения общего
собрания (схода), конференции граждан, принятия и изменения его решений,
пределы его компетенции устанавливаются Уставом муниципального образования в
соответствии с законом Чувашской Республики.
См. Закон Чувашской Республики
" Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан в Чувашской Республике
от 27 января 1993 года
Статья 38. Народная
правотворческая инициатива
Население в соответствии с Уставом
муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах
местного значения.
Проекты правовых актов по вопросам
местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному
рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а
результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 39. Обращения граждан в
органы местного самоуправления
1. Граждане имеют право на индивидуальные
и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам
местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления и
должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу
обращений граждан в течение одного месяца.
3. За нарушение сроков и порядка ответа
на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам
местного самоуправления федеральным законом и законом Чувашской Республики
может быть установлена административная ответственность.
Статья 40. Территориальное
общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении
местного самоуправления
1. Под территориальным общественным
самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на
части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся
муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других
территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления
собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через
создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В
соответствии с Уставом муниципального образования указанные органы могут
являться юридическими лицами.
Порядок организации и осуществления
территориального общественного самоуправления определяется Уставом
муниципального образования в соответствии с законом Чувашской Республики и
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Наряду с предусмотренными настоящим
законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления
граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных
формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики,
федеральным законам и законам Чувашской Республики.
Глава V. Финансово-экономическая основа местного
самоуправления
Статья 41. Экономическая основа
местного самоуправления
Экономическую основу местного
самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы,
имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в
управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом
иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального
образования.
Статья 42. Муниципальная собственность
1. В состав муниципальной собственности
входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного
самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы,
находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и
организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,
муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения
образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое
имущество.
2. Органы местного самоуправления
управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении
имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени
муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в
случаях, предусмотренных законами Чувашской Республики и Уставами муниципальных
образований, население непосредственно.
3. Органы местного самоуправления в
соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во
временное или постоянное пользование физическим и юридически лицам, сдавать в
аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом,
находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах
и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в
пользование объектов.
Органы местного самоуправления в соответствии с
законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель,
находящихся в границах муниципального образования.
4. Порядок и условия приватизации
муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными
органами местного самоуправления самостоятельно.
Доходы от приватизации объектов муниципальной
собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
О вопросах проведения
единой социально-экономической политики при приватизации республиканских и
муниципальных предприятий см. постановление Чувашской Республики N
117 от 7 июля 1994 года
5. Муниципальная собственность признается
и защищается государством равным образом с государственной частной и иными
формами собственности.
Статья 43. Право органов местного
самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций
Органы местного самоуправления вправе в соответствии с
законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления
хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
Статья 44. Отношения органов
местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями,
находящимися в муниципальной собственности
1. Органы местного самоуправления
определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и
организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют
регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы,
назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и
организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
2. Отношения между органами местного
самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций,
находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в
соответствии с трудовым законодательством.
Статья 45. Отношения органов
местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не
находящимися в муниципальной собственности
1. По вопросам, не входящим в компетенцию
органов
местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и
организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с
физическими лицами строятся на основе договоров.
2. Органы местного самоуправления в
соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и
организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального
образования.
3. Органы местного самоуправления не
вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий,
учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными
законами и законами Чувашской Республики.
Статья 46. Муниципальный заказ
Органы местного самоуправления вправе
выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории
муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству
и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию
услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных
потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с
использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых
средств.
Статья 47. Внешнеэкономическая
деятельность органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления в интересах населения в
установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую
деятельность.
Статья 48. Местные бюджеты
1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных
образований.
2. Формирование, утверждение и исполнение
местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного
самоуправления самостоятельно.
3. В местных бюджетах могут быть
предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных
пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Статья 49. Доходы и расходы
местных бюджетов
1. В доходы местных бюджетов зачисляются
местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов
Чувашской Республики в соответствии с нормативами, установленными федеральными
законами и законами Чувашской Республики, закрепленными на долговременной
основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного
самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления
от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от
местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и
организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в
соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также
другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного
самоуправления.
2. Органы местного самоуправления
самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения
доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не
подлежит изъятию органами государственной власти Чувашской Республики.
3. В доходной и расходной частях местных
бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного
значения
и осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Статья 50. Обеспечение минимальных
местных бюджетов
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в пункт 1 статьи 50 настоящего Закона внесены изменения
См. текст пункта в
предыдущей редакции
1. Органы государственной власти
Чувашской Республики в соответствии с законом обеспечивают муниципальным
образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников
для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов;
2. Минимально необходимые расходы местных
бюджетов устанавливаются законами Чувашской Республики на основе нормативов
минимальной бюджетной обеспеченности.
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в пункт 3 статьи 50 настоящего Закона внесены изменения
См. текст пункта в
предыдущей редакции
3. Доходная часть минимальных местных
бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе законом
Чувашской Республики доходных источников. В случаях, если доходная часть
минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных
доходных источников, органы государственной власти Чувашской Республики
передают органам
местного самоуправления иные доходные источники республиканского бюджета Чувашской
Республики, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего
года в расчет не принимаются;
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в пункт 4 статьи 50 настоящего Закона внесены изменения
См. текст пункта в
предыдущей редакции
4. Органы местного самоуправления
обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах,
отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных
социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем
закрепления в доходы местных бюджетов органами государственной власти Чувашской
Республики отчислений от налогов Чувашской Республики и федеральных налогов,
передаваемых в консолидированный бюджет Чувашской Республики в соответствии с
федеральным законодательством;
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в пункт 5 статьи 50 настоящего Закона внесены изменения
См. текст пункта в
предыдущей редакции
5. Показатели финансовой и хозяйственной
деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций
подлежат учету в установленном порядке.
Статья 51. Финансирование
осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных
расходов органов местного самоуправления
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в пункт 1 статьи 51 настоящего Закона внесены изменения
См. текст пункта в
предыдущей редакции
1. Финансовые средства, необходимые для
осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных
полномочий, ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете Чувашской
Республики.
2. Увеличение расходов или уменьшение
доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений,
принятых органами государственной власти Чувашской Республики, компенсируются
органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с
принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти,
влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются
органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве
компенсации средств.
Статья 52. Местные налоги и сборы
1. Местные налоги, сборы, а также льготы по их
уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно в
соответствии с федеральными законами и законами Чувашской Республики.
См. Закон Чувашской Республики
" О налоговой системе" от 28 мая 1993 года
2. Население непосредственно путем местного референдума, на общих собраниях
(сходах), конференциях граждан или представительные органы местного
самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое
добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного
значения.
Статья 53. Право органов местного
самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами
Органы местного самоуправления в соответствии с
федеральными законами, законами Чувашской Республики получают плату, в том
числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые
добываются на территории муниципального образования.
Статья 54. Муниципальные
внебюджетные фонды
Представительные органы местного
самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях,
установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 55. Участие органов
местного самоуправления в кредитных отношениях
Органы местного самоуправления в соответствии с
законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и
лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные
финансово-кредитные учреждения.
Глава VI. Гарантии местного самоуправления
Статья 56. Запрет на ограничение
прав местного самоуправления
Ограничение прав местного самоуправления,
установленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики,
федеральными законами, настоящим законом, запрещается.
Статья 57. Обязательность решений,
принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления
1. Решения, принятые путем прямого
волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения
всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями,
учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а
также органами местного самоуправления и гражданами.
2. Решения органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены
органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными
по решению суда.
3. Неисполнение или ненадлежащее
исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
влечет ответственность в соответствии с законами.
Статья 58. Рассмотрение обращений
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
1. Обращения органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному
рассмотрению органами государственной власти Чувашской Республики,
государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и
организациями, к которым эти обращения направлены.
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в пункт 2 статьи 58 настоящего Закона внесены изменения
См. текст пункта в
предыдущей редакции
2. Представительные органы местного
самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Государственном
Совете Чувашской Республики.
Статья 59. Социальные гарантии
главы местного самоуправления
1. Главе местного самоуправления органом местного
самоуправления устанавливаются социальные гарантии, связанные с пребыванием на
этой должности, на основе закона Чувашской Республики и закрепляются в Уставе муниципального
образования.
2. Глава местного самоуправления
продолжает получать назначенную ему заработную плату (с учетом индексации) до
устройства на новое место работы в течение шести месяцев после освобождения его
от должности в следующих случаях:
1) после окончания срока полномочий и при
неизбрании на новый срок полномочий;
2) при упразднении должности в связи с
реорганизацией органа местного самоуправления;
3) после удовлетворения заявления о
добровольной отставке главы местного самоуправления, если он проработал в этой
должности не менее года.
При этом за ним сохраняется непрерывный
трудовой стаж, если перерыв между днем прекращения работы в должности и днем
поступления на другую работу не превысил трех месяцев.
В случае, если на новом месте работы
указанное должностное лицо получает заработную плату ниже размеров прежней,
производится доплата до уровня прежней заработной платы. Оплата производится из
местного бюджета.
3. Положения настоящей статьи не
действуют в случаях:
1) отзыва главы местного самоуправления;
2) вступления в законную силу приговора
суда в отношении главы местного самоуправления.
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в статью 60 настоящего Закона внесены изменения
См. текст пункта в
предыдущей редакции
Статья 60. Судебная защита
местного самоуправления
Судебная защита местного самоуправления
осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Глава VII. Ответственность органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их
деятельностью
Статья 61. Ответственность органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления несут ответственность перед населением муниципального
образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с
законом.
Статья 62. Ответственность органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед
населением
Ответственность органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия
ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления в результате утраты доверия населения определяются Уставом
муниципальных образований.
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 в статью 63 настоящего Закона внесены изменения
См. текст пункта в
предыдущей редакции
Статья 63. Ответственность органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед
государством
Ответственность органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 64. Ответственность органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед
физическими и юридическими лицами
Ответственность органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и
юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами,
законами Чувашской Республики, Уставами муниципальных образований.
Законом Чувашской Республики
от 23 июля 2001 г. N 32 статья 65 настоящего Закона признана утратившей силу
Статья 65. Прокурорский надзор за
соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
Органы прокуратуры осуществляют надзор за
исполнением федеральных законов, законов Чувашской Республики и Устава
муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными
лицами местного самоуправления.
Статья 66. Обжалование в суд
решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Решения, принятые путем прямого
волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в
суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 67. О признании утратившими
силу отдельных правовых актов
С момента вступления в силу настоящего
закона признаются утратившими силу:
статьи 1-48, 77-79 , 87-96 Закона Чувашской
Республики от 18 октября 1991 г. "О местном самоуправлении в Чувашской
Республике";
Закон Чувашской Республики от 19 ноября 1993
г. "Об основах организации местного самоуправления в Чувашской
Республике".
Статья 68. О приведении правовых
актов в соответствие с настоящим законом
1. Органы государственной власти
Чувашской Республики приводят принятые ими правовые акты по вопросам местного
самоуправления в соответствии с настоящим законом не позднее трех месяцев со
дня вступления его в силу.
2. Нормативные правовые акты органов
государственной власти Чувашской Республики до приведения их в соответствие с
настоящим законом применяются в части, не противоречащей настоящему закону.
Статья 69. О применении отдельных
положений закона Чувашской Республики "О местном самоуправлении в
Чувашской Республике"
Статьи 49-76 Закона Чувашской
Республики "О местном самоуправлении в Чувашской Республике"
применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики,
настоящему закону, до принятия правовых актов о разграничении предметов ведения
муниципальных
образований.
Статья 70. Сохранение полномочий
органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и
органов территориального общественного самоуправления
1. Органы местного самоуправления, должностные лица
местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления,
избранные населением, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который
они были избраны.
2. Статьи 80-86 Закона Чувашской Республики "О
местном самоуправлении в Чувашской Республике" применяются в части, не
противоречащей Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики,
настоящему закону, до принятия закона Чувашской Республики о регулировании
осуществления местного самоуправления в формах, предусмотренных статьей 40 настоящего закона.
Статья 71. О формировании
муниципальной собственности
1. В собственность муниципальных
образований передаются объекты, находящиеся в собственности Чувашской
Республики, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с
разграничением полномочий между Чувашской Республикой и муниципальными
образованиями, а также между муниципальными образованиями.
2. Споры, возникающие в связи с передачей
объектов собственности Чувашской Республики в муниципальную собственность, разрешаются
посредством согласительных процедур или в судебном порядке.
3. Отсутствие муниципальной собственности
на территории муниципального образования на момент вступления в силу настоящего
закона не является основанием для упразднения или преобразования
соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового
муниципального образования.
Статья 72. О муниципальных
служащих
Впредь до принятия соответствующего
федерального закона на муниципальных служащих распространяются ограничения,
установленные федеральным законодательством для государственных служащих.
См. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N
8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"
Президент
Чувашской Республики Н.Федоров
г.Чебоксары
16 марта 1996 года
N 3