Именем учителя - названа школа

Жизнь и деятельность Н. А. Афанасьева.

 

Когда говорят о лучших представителях учительской династии Кульгешского микрорайона, в первую очередь называют имя Николая Афанасьевича Афанасьева. Известный в нашем районе учитель-педагог, талантливый организатор - таким остался он в нашей памяти.

Николай Афанасьевич Афанасьев родился 5 мая 1923 года в деревне Тансарино Урмарского района Чувашской Республики в бедной крестьянской семье.

Учился Николай Афанасьевич в течении семи лет в своей деревне в Тансаринской семилетней школе, а потом в 1937 году поступил в Канашское педагогическое училище, куда он по понедельникам уходил с большой сумкой за плечами, с хлебом, и по субботам домой приезжал обратно. Учился Николай Афанасьевич на отлично, любил читать исторические книги, а также и спорт.

Но началась война. Училище пришлось оставить. Всех годных к военной службе юношей призывают в горвоенкомат в Канаше, где и выдают на руки направление на учебу в Тюменское военное артиллерийское училище. После 10-месячной учебы в училище Николая Афанасьевича отправляют на фронт на Ленинградское направление. Много раз был ранен, а после тяжелого ранения в спину в 1944 году его госпитализировали, где он пролежал 6 месяцев, а затем вернулся домой инвалидом второй группы.

В 1945 году как бывшего опытного фронтовика Н.А.Афанасьева назначают заведующим культотделом при Урмарском райисполкоме. Многие девушки обращали свои взоры на молодого красивого парня. Но он полюбил красивую девушку Зою, счетовода своего колхоза , и в июле этого года вскоре они поженились. Родился первый ребенок и в 1946 году Николай Афанасьевич вернулся в родную школу учителем чувашского языка и литературы и военного дела. Так начал свою педагогическую трудовую деятельность в Тансаринской семилетней школе с количеством учащихся 170 человек, из которых половина была «приходящие» дети. Основной задачей школы являлось изучение почти все образовательные предметы. Одновременно с учительством Николай Афанасьевич учится заочно в Чебоксарском госпединституте и с отличием его заканчивает в 1953 году. А в сентябре 1951 года районное управление образования его назначает директором этой же школы - семилетки. Афанасьев с большим энтузиазмом начинает руководить школой. В основу обучения он положит связь теоретических знаний с производительным сельскохозяйственным трудом. Для этого школа располагала участком под огород, сад, надворными постройками. Школа содержала свиней, кроликов. Все работы строились на началах самообслуживания, каждый ученик ежегодно был занят хозяйственным трудом в пределах 0.5 часа. В летнее время организовывалась дежурство из учащихся и техперсонала.

По вопросам воспитания детей Н. Афанасьев часто выступал перед родителями, учителями школ. а впоследствии и в периодической печати. Руководил теоретическими семинарами по проблемам воспитания. Много почетных и других грамот у Николая Афанасьевича от партийной организации, народного образования района, республики за содержательную и интересную учебно-воспитательную работу с детьми. Как директора школы его очень беспокоило поведение непослушных, педагогически запушенных детей и юных правонарушителей. Он проникся интересом к ним, перед собой поставил исключительно гуманную цель - помочь таким детям стать полноправными гражданами нашей страны, честными добросовестными тружениками.

В 1957 году Николай Афанасьевич заканчивает заочно второе высшее учебное заведение - Казанский госпединститут, филологический факультет. С 1960 года Тансаринская семилетняя школа начала называться восьмилетней, где директором был Афанасьев. В 1970 году по инициативе Н.А.Афанасьева начали строить здание средней школы  в д .Кульгеши. Много раз побывал в министерствах . чтобы  ускорить строительство  школы. Лично участвовал и в проектировании школы , и в завозе стройматериалов , и в закладке фундамента школы. За короткий срок средняя школа была построена.

В 1971 году его назначили директором Кульгешской средней школы с численностью 420 учащихся. Здесь проявились его педагогические дарования и талант организатора в области народного образования. Возглавляя школу .Н.А.Афанасьев сумел увлечь своих коллег и нацелить их на проведение педагогических исследований по широкому спектру учебной деятельности и воспитания детей в школе. Школа стала своеобразным координирующим центром по проведению педагогических исследований микрорайона.

Как директор школы Николай Афанасьевич работает по мобилизации всего педагогического коллектива на совершенствование учебно-воспитательного процесса .изучает стиль и методы работы каждого учителя , оказывает повседневную помощь учителям в повышении их педагогического мастерства , улучшает качество внутришкольного контроля . Как опытный руководитель , он много изучает законодательные и нормативные документы по вопросам организации труда . Владение достояниями современной педагогической науки и психологии коллектива помогает ему в создании атмосферы творчества и поиска эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе.

За годы директорства Н.А.Афанасьева качество обучения и воспитания учащихся всегда было хорошим . Ежегодно несколько выпускников оканчивают школу с золотой или серебряной медалью и подтверждают качество своих знаний на вступительных экзаменах в вузы .Более 35% выпускников школы ежегодно поступало в высшие, 50% выпускников—в средние учебные заведения .

Требовательность .принципиальность и чуткость в планировании и решении задач . стоящих перед школой . помогли коллективу . руководимому Николаем Афанасьевичем . завоевать авторитет среди других школ в районе . И педагогическая деятельность Н.А.Афанасьева получила высокую оценку . В 1974 году ему присвоено почетное звание "Отличник народного образования";». С С-^"•р. ^

Н.А.Афанасьев  настойчиво  продолжал  работ)'  по  выяснению  причин правонарушения среди несовершеннолетних . Он пришел к выводу . что в этом направлении необходимо вести серьезные педагогические исследования . По его инициативе в районе проведена научно-практическая конференция учителей , где высокую  оценку  получил  его  доклад  "Теоретико-методологические  основы организации воспитательного процесса по преодолению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних ".

Николай Афанасьевич Афанасьев начал работать директором второй год ,— вспоминает учитель химии Михаил Семенович Петров . —срок небольшой . но при его ярких способностях и целеустремленности опыта оказалось достаточным . чтобы сформировался умный .слаженный коллектив со своим творческим лицом .

Заметно вырос авторитет школы в районе . Характерной особенностью работы школы было развитие творческих способностей учащихся. Целенаправленная работа по мобилизации всего педагогического коллектива на совершенствование учебно-воспитательного процесса позволила школе не только работать без правонарушений , но и работать без неуспевающих учеников . Большой вклад в педагогическую деятельность школы внес сам Н.А.Афанасьев . По его инициативе в школе проводилось значительное количество научно-практических конференций и других мероприятий . Особой строго установленной системы самоуправления в школе тогда не было . Она вырастала незаметно . Вся работа в коллективе производилась с общего согласия детей . Дети участвовали в выработке правил поведения учащихся . В структуре органов детского самоуправления были первоначально ученический комитет . комсомольская ячейка . работой которых всегда интересовался директор школы .

Ценным  в работе педагогического и ученического коллективов было и то , что они в своей учебной и общественной деятельности не ограничивались рамками школы . а стремились по мере возможности воздействовать на общественную среду .

Школа установила шефство над деревней Кульгеши . Преподавателями и комсомольцами благоустраивались улицы деревни .тимуровские отряды оказывали помощь престарелым людям , в летнее каникулярное время были организованы силами колхоза и школы производственные бригады , лагеря труда и отдыха учащихся .

Успешно работали   физико-математический, биологический .химический .литературный .художественный и правоведческий кружки . Посетители школы всегда восхищались самодельными поделками кружка "Умелые руки" . Каждый старший класс выпускал рукописные журналы . Любимой стенгазетой детей была "За учебу" .На районных смотрах стенгазет творчество юнкоров школы нередко отмечалось призами .

В стенах школы подготовлены и учебные пособия , в том числе "Методические пособия по чувашской литературе для 10 класса " под руководством Григорьевой Г.Г.. Из стен школы вышли образованные люди , воспитанные в духе любви к родине , к людям труда . Среди них кандидаты педагогических наук Д.Е.Егоров .Г.Н.Афанасьева, И.Н.Афанасьев,доктор медицинских  наук Л.Н.Иванов .доктор педнаук Т.Н.Афанасьева , умелый хозяйственник Н.Т.Ямуков .

В 1978 году Н.А.Афанасьев переводится директором в Тансаринскую восьмилетнюю школу в свою деревню в связи с ухудшением здоровья . Свою творческую педагогическую деятельность он не прекращает . Болезнь не давала ему покоя . И в 1984 году он оставляет директорство и продолжает работать рядовым учителем .

Н.А.Афанасьев был   человек большой внутренней культуры , добрый , общительный . с хорошими организаторскими способностями . В школах . где руководил Н.А.Афанасьев . всегда царила атмосфера доброжелательности . Нет в живых теперь Н.А.Афанасьева , голос которого до сих пор звучит в ушах :" Учитель-- это тот . кто одержим в работе . кто великолепно знает детские души ". И кажется , незабываемый Николай Афанасьевич смотрит из своего невозвратного далеко и спрашивает :" Сохраняются ли добрые традиции нашей школы ?"

 

 

Характеристика Кульгешской средней общеобразовательной школы

Урмарского района Чувашской Республики

 

Кульгешская средней общеобразовательной школа открыта в 1971 году по инициативе Николая Афанасьевича Афанасьева, директором которой со дня основания был он сам. Со дня основания школа работала по мобилизации всего педагогического коллектива на совершенствование учебно-воспитательного процесса, изучала стиль и методы работы каждого учителя, оказывала повседневную помощь учителям в повышении их методического мастерства. За годы работы директором школы Николая Афанасьевича значительно повысилось качество внутришкольного контроля. Хорошие знания законодательных и нормативных документов по вопросам организации труда, владение достояниями педагогической науки и психологии коллектива помогли Николая Афанасьевичу создать в школе атмосферу творчества и поиска эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса.

За последние годы значительно повысилось качество обучаемости учащихся. Ежегодно несколько выпускников оканчивая школу с золотой или серебреной медалью, подтверждали свои знания на вступительных экзаменах в ВУЗы. Более 35 % выпускников ежегодно поступают в высшие. 50 % в средние учебные заведения. Коллектив за последние 20 лет работал без второгодников.

Требовательность, принципиальность и чуткость в планировании и решении задач, стоящих перед школой, помогали коллективу, руководимый Афанасьевым Николае Афанасьевичем, качественно улучшить творческий потенциал учителей.

Главная задача педколлектива школы сегодня - помочь каждому ученику за 11 лет обучения увидеть, распознать самого себя, своё уникальное, многогранное, развивающиеся «Я», координировать психологическое развитие ребенка. С этим связана и проблема, над которой работает школа: развитие творческих способностей учителя и учащихся через гуманизацию учебно-воспитательного процесса: раннюю специализацию;

профессиональную ориентацию. Современные требования школы - чтобы свои проблемы учитель и ученик решали сами. исходя из внутренней целесообразности; поэтому учат ребенка любить людей, видеть прекрасное вокруг себя, создавать красоту, воспитывать в себе духовность.

В воспитательной работе школа руководствуется основными принципами, заложенными в законах об образовании Российской Федерации и Чувашской Республики;

подготовке учащихся к жизни и труду в новых социально-экономических условиях. Она осуществляется в школе через методику коллективной творческой деятельности учащихся, создание благоприятного, теплового микроколлектива, затее создания содружеств классов разных звеньев. Так создается единый коллектив учителей, родителей и учащихся. Постепенно сложились в школе прекрасные традиции: проведение выставок школьных сочинений, дневников, рисунков учащихся; проведение предметных олимпиад, предметных недель, конкурсы «Учитель года», старост, санитарок. День Любви. День смеха. Школа ежегодно организует обязательный двухдневный турпоход для всех учащихся, месячники здоровья, театра, музыки.

Таким образом, упор в своей деятельности школа старается делать на чувственную сферу детей, развивая эмоционально-образное мышление, повышая культурный уровень посредствам музыки, прививая навыки внутренней культуры детей, а также самих учителей и родителей.