ГЛАВА   АДМИНИСТРАЦИИ  УРМАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 № 200 от  31.05.2006

                                


 

О муниципальном докладе о

состоянии условий и охраны труда

в Урмарском районе в 2005 году

 

В соответствии с Законом Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике»

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда в Урмарском районе в 2005 году (прилагается).

2. Координационному совету по охране и условиям труда администрации Урмарского района по согласованию обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти Урмарского района, администраций городского и сельских поселений Урмарского района Чувашской Республики в выполнении приоритетных задач по улучшению условий и охраны труда в Урмарском районе.

3. Информационному отделу администрации Урмарского района, редакции районной газеты «Херле ялав» (по согласованию) предусмотреть освещение основных положений доклада «Муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда в Урмарском районе в 2005 году», а также важных проблем обеспечения безопасности труда в средствах массовой информации.

 

 

 

Глава Урмарского района                                                                                                         В.Н. Кириллов

 

 

В.Ф.Иванов

2-10-87

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальный доклад

 

 о состоянии условий и охраны труда

в Урмарском районе в 2005 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Урмары 2006г.

 

 

 

 

 

 

Раздел I. Муниципальное управление охраной труда

 

Правовой основой муниципального управления охраной  труда  является  Закон Чувашской  Республики от 18.10.2004 №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».  В соответствии со статьей 6  указанного  Закона  к  вопросам местного значения относятся создание условий и охраны труда,  предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.  Данный предмет ведения органов местного самоуправления детализирован в Законе Чувашской Республики от 12.05.2000 №6 «Об охране труда в Чувашской Республике».  Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда на территории  муниципального образования и предусматривают единство действий с организациями по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. За последние годы в районе сформирована эффективная система муниципального управления  охраной  труда,  включающая  в себя Координационные советы по охране труда и службы охраны труда предприятий района. Администрация района и специалист по охране труда управления социальной защиты населения   проводили  работу по восстановлению и обеспечению служб охраны труда организаций на территории Урмарского района.  В таблице 1.1 приведены сведения о назначенных специалистах по состоянию на 1 января 2006 года.  Доля организаций с численностью работающих более 100 человек,  укомплектованных специалистами по охране труда или имеющих службу охраны труда, составляет 33%.

 

Таблица 1.1

 

Сведения о наличии специалистов по охране труда в  организациях  Урмарского района

 

Количество организаций

Наличие специалиста или ответственного лица по охране труда

всего

 

Свыше 100 работаю-щих

 

До 100 работаю-щих

 

Всего ответст-венных лиц по охране труда

 

Кол-во служб охраны труда

 

Кол-во организаций с численностью свыше 100 человек, где отсутствует служба охраны труда

Охват службами охраны труда организации с численностью свыше 100 человек %

56

6

50

54

2

4

33

 

 При  администрации Урмарского района в 2005 году продолжал работать Координационный совет по охране труда, образованный с участием  всех заинтересованных органов и объединений работодателей и работников.  Координационный совет работает по соответствующему плану, который включает вопросы состояния условий и охраны труда в организациях,  производственного травматизма, соблюдения законодательства  об  охране  труда,  восстановления служб охраны труда на предприятиях,  в организациях,  учреждениях,  финансирования охраны труда, состояния охраны труда в отраслях экономики, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и  др.

В целях анализа состояния условий и охраны труда,  ознакомления с новой нормативной правовой базой, пропаганды передового опыта в области улучшения условий и охраны труда в 2005 году специалистом по охране труда районной администрации организовано  и  проведено  3 совещания и семинара. Проводилась работа по заключению коллективных договоров и их уведомительной регистрации. В соответствии с  Законом Чувашской Республики от 30.03.06 №7 "О социальном партнерстве" в органах местного самоуправления организована работа по уведомительной регистрации коллективных договоров.  На предприятиях и в организациях всех форм собственности заключено  50 коллективных договора. Улучшились содержание и структура принимаемых коллективных договоров, повысился уровень социальных гарантий,  меньше стало норм, носящих декларативный и неконкретный характер.  Больше внимания стало уделяться вопросам финансирования  мероприятий по улучшению условий и охраны труда,  работодатели стали принимать решения о выделении на эти цели определенных процентов от суммы затрат  на  производство продукции (работ, услуг) вопросам оплаты труда, стали учитываться нормы, заложенные в принятых отраслевых и республиканских, территориальных соглашениях.  Не всегда коллективные договоры обеспечиваются реальными финансовыми и материальными ресурсами,  что наблюдалось в ряде  коллективных договоров. Анализ процесса заключения коллективных договоров показывает,  что коллективные договоры  по-прежнему не заключаются особенно в организациях частной собственности,  где отсутствуют профсоюзные организации.

 

Таблица 1.2

 

Сведения о коллективных договорах, действовавших в организациях Урмарского

района в 2005 году.

 

Год

Общее количество организаций

Количество коллективных договоров

заключенных

зарегистрированных

2005

56

50

50

 

Таблица 1.3

 

Сведения о распределении коллективных договоров по формам собственности

 

Собственность

Количество организаций

Количество колдоговоров

заключенных

зарегистрированных

Государственная

15

15

15

Муниципальная

15

15

15

Частная

26/309*

20

20

* По данным статистического отчета

 

Законодательство предусматривает  решение многих вопросов через коллективные договоры и соглашения.  Профсоюзы остаются одной из наиболее заинтересованных  и  последовательных  сторон социального партнерства.  Именно они явились инициаторами ведения переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений,  они осуществляли контроль за их выполнением через уполномоченных (доверенных) лиц,  комитеты (комиссии) и профсоюзные  инспекции по  охране  труда.

На многих предприятиях работающие не обеспечены санитарно-бытовыми помещениями, не созданы условия для приема пищи.

 До настоящего времени в большинстве предприятий не разработаны и не приняты планы улучшения условий и охраны труда,  а принятые выполняются лишь на 40-60 процентов,  при этом неудовлетворительно финансируются  мероприятия, включенные  в  коллективные договоры.  Проводимые проверки выявляют низкий уровень санитарной и технологической дисциплины производств, недостаточное обеспечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимыми документами,  касающимися вопросов гигиены труда, слабое знание требований санитарного  законодательства и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов специалистами предприятий,  особенно сельского хозяйства и  малого бизнеса,  где неудовлетворительно организовано прохождение рабочими профилактических медосмотров. Все это в конечном итоге обуславливает сохранение на многих предприятиях неудовлетворительных условий труда и развитие у работающих профессиональных заболеваний.

Угрозой для возникновения аварий является изношенность оборудования, низкий уровень квалификации  персонала, нарушение  или невыполнение установленных требований безопасности,  слабая инвестиционная и инновационная активность ряда промышленных предприятий.

 

Таблица 1.4.

 

Информация о проделанной работе в области охраны труда администрацией Урмарского района Чувашской Республики за 2005 год

 

Кол-во заседаний координа-ционных советов

Кол-во рассмот-ренных вопросов

Кол-во прове-денных ме

сячников по охране труда

Кол-во прове-денных семина-ров-со-вещаний

Кол-во проведенных проверок

Кол-во публика-

ций в средствах массовой информации

2

6

2

3

29

3

 

Большинство посещений  организаций  проходило с участием органов надзора и контроля, профсоюзов. Проверки организаций проводятся по заранее согласованным с руководителями проверяемых организаций планам и носят совместный характер органов местного самоуправления,  надзора и контроля. Результаты проверок рассматриваются на заседаниях координационного совета по охране труда  с принятием решений,  оформляются актом совместной проверки или предписанием службы охраны труда администрации,  которые  направляются для исполнения  в организации с указанием конкретных сроков

 

Таблица 1.5

 

Сведения о  производственном  травматизме  в Урмарском районе    в 2005 году

 

Среднесписочная численность работников, чел.

Число несчастных случаев

Коэффициент производственного травматизма К пт

Всего

смертельных

тяжелых

групповых

4071

3

0

3

0

0,73

   

Почти во всех  организациях и предприятиях района в целях создания безопасных условий труда, предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве,  обеспечения совместных действий органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзных органов реализуются программы улучшения условий и охраны труда. Содержание  программ улучшения условий и охраны труда организаций и предприятий района включает мероприятия координационных советов; организационно-технические мероприятия по обучению и  проверке знаний по охране труда, организации контроля за соблюдением требований безопасности при государственной регистрации организаций и выдаче разрешений (лицензий) на занятие хозяйственной деятельностью, участию в расследовании несчастных случаев на производстве,  организации единых дней охраны труда мероприятий по улучшению условий труда женщин, подростков и лиц, занятых в неблагоприятных условиях труда,  и другие.  Финансирование программных мероприятий  производится за счет собственных средств организаций.

 

Раздел II. Производственный травматизм в Урмарском районе.

 

Производственный травматизм характеризуется числом лиц,  пострадавших  при несчастных  случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более или со смертельным исходом при выполнении ими  трудовых обязанностей и подлежащих учету.  Наличие вредных и опасных производственных факторов, использование несовершенных машин и оборудования, технологических  процессов,  несоблюдение требований безопасности приводят к полной или частичной утрате трудоспособности. 

 

Таблица 2.1

 

Состояние производственного травматизма в Урмарском районе с 1995 по 2005 годы

 

Годы

Число пострадавших на производстве, чел.

В том числе со смертельным исходом, чел.

Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших на производстве

 

всего

На 1000 работ.

 

всего

На 1000 работ.

 

всего

На одного постр.

1995

24

2,6

 2

0,220

681

28,4

2000

8

1,4

 -

-

351

43,9

2001

2

0,4

 1

0,189

10

 5,0

2002

1

0,2

 -

-

34

34,0

2003

2

0,6

 -

-

45

22,5

2004

2

0,8

-

-

66

33,0

2005

3

0.7

-

-

238

79,3

 

  Показатели производственного травматизма представлены в таблице 2.2

 

Раздел III. Условия труда и профессиональная заболеваемость

 

Производственный травматизм и профессиональная  заболеваемость  работников напрямую зависят от состояния условий труда.  Устранение вредных и опасных производственных факторов или приведение их в соответствие с нормами,  модернизация оборудования и технологических процессов, создание, таким образом, безопасных и безвредных условий труда ведет к снижению производственного  травматизма и профессиональной заболеваемости.

  На техническом состоянии оборудования в   определенной  мере сказывается сокращение финансирования организациями затрат на развитие и совершенствование производства Неблагоприятные условия труда, травмоопасное оборудование  влекут за собой инвалидизацию и профзаболеваемость трудоспособного населения.

Сведения о  профзаболевании представлены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1

 

Сведения о    лицах с профзаболеванием

 

Годы

2002

2003

2004

2005

всего больных

на 10000 раб-их

всего больных

на 10000 раб-их

всего больных

на 10000 раб-их

всего больных

на 10000 раб-их

2

2,1

1

1,55

-

-

1

2,4

 

 На состояние профессиональной заболеваемости работающих влияет и профилактическая  работа,  проводимая лечебно-профилактическими учреждениями и ФГУ "ЦГСЭН  в  Урмарском  районе".   В последние  годы  в  районе  отмечается некоторое  улучшение  работы  по организации и проведению профилактических медосмотров работающих. В 2005 году охват медосмотром, из числа подлежащих работников,  составил 95,8% против 95,2% в 2004 году.  Средний возраст профессиональных больных составляет 50-54 года, причем у мужчин - 50-54 года, у женщин - 45-49 лет. 

 

Раздел IV.  Затраты на мероприятия по охране труда, возмещение вреда здоровью работников, реабилитация пострадавших на производстве

 

 Состояние условий и охраны труда характеризуется затратами на  мероприятия по охране труда и возмещению вреда, причиненного работнику трудовым увечьем или профессиональным заболеванием. Одним из важных социальных направлений  является  медицинская и профессиональная реабилитация пострадавших на производстве,  которая заключается в системе мероприятий,  направленных на восстановление их трудоспособности или, возможно, полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.  На мероприятия по охране труда в 2005 году израсходовано 635 тыс. рублей

Основными причинами инвалидизации на производстве стали  последствия травм опорно-двигательного аппарата.  Реабилитация инвалидов осуществляется на основе индивидуальных программ реабилитации с учетом степени утраты трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида-это разработанный на основе решения  учреждения  государственной  службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных, социальных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных  или утраченных функций организма,  способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.  В случае согласия инвалида на проведение мероприятий  по  профессиональной  реабилитации  инвалиду  разрабатывается программа профессиональной реабилитации,  которая определяет: противопоказанные  по  состоянию  здоровья  факторы профессиональной деятельности или противопоказания к выполнению работы по прежней профессии в  целом;  показанные инвалиду условия труда (тяжесть и напряженность,  режим труда и отдыха,  форму организации труда, санитарно-гигиенические факторы); в случае возможности  продолжения  инвалидом работы в своей профессии с уменьшением объема работы - необходимые ограничения в отношении  выполнения  отдельных должностных и функциональных обязанностей, плановых заданий, норм выработки, продолжительности рабочего дня и др.; в показанных случаях - необходимые  для выполнения работы по профессии рабочие приспособления и специальные требования по организационно-технической  и  эргономической  адаптации рабочего  места применительно к особенностям патологии инвалида;  перечень примерных профессий,  видов и условий труда. Трудовые рекомендации определяются с учетом комплекса показателей, отражающего характер и условия труда, который оформляется согласно постановлению Министерства труда и  социального  развития Российской Федерации от 14 марта 1997 г.  N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда",  "Картой аттестации рабочих  мест  по  условиям труда".  Одной из проблем остается профессиональная реабилитация пострадавших на производстве, задачей которой является возвращение в активный трудовой процесс инвалидов производства и пострадавших с  частичной  утратой трудоспособности.  В этой связи необходимо усиление разъяснительной работы среди работодателей о важности профессиональной реабилитации,  а  также разработка эффективных мер по профессиональной реабилитации пострадавших на  производстве.  Возмещение  вреда,  причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей,  осуществляется за счет средств обязательного социального страхования от  несчастных случаев  на  производстве  и  профессиональных заболеваний путем предоставления всех необходимых видов обеспечения по  страхованию,  в  том числе оплаты расходов на медицинскую,  социальную и профессиональную реабилитацию. Наблюдающийся рост затрат на возмещение причиненного вреда здоровью работников вызван увеличением количества несчастных случаев и человеко-дней нетрудоспособности у   пострадавших  на   производстве,  а  также  индексацией  выплат.  Вследствие  этого растут и произведенные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. В этой связи одним из путей улучшения условий и охраны труда является экономическое стимулирование работодателей в системе обязательного социального страхования от  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусматривающее механизмы скидок к страховому тарифу в зависимости  от  состояния безопасности труда в организациях. Механизмы реализации данной задачи заключаются в дифференциации страховых тарифов в зависимости от  класса  профессионального  риска,  в установлении скидки и надбавки к страховым тарифам.

Одной  из основных  задач  страхования  от  несчастных  случаев  на производстве  и профессиональных заболеваний является обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.  В  2005 году отделением Фонда дано разрешение на направление страховых взносов на частичное  финансирование  предупредительных  мер  по сокращению  производственного  травматизма  и профессиональных заболеваний работников.  Своим правом на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в районе никто не воспользовался.

 

Раздел V. Обучение по охране труда

 

Обучение по охране труда играет важную роль в профилактике  производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 2005 году обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных проводилось  за счет средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В районе в 2005 году всего обучено по охране труда 87  человек.

 

Раздел VI. Информационное обеспечение охраны труда

 

 В целях информационного обеспечения и пропаганды охраны труда в  прошедшем году специалистом по охране труда подготовлено и   опубликовано  в районной газете "Херле ялав" 2  материала по вопросам  охраны труда на следующие темы :

 « Смотр-конкурс охраны труда», «Месячник по улучшению условий и охраны труда». Было  организовано и проведено 3 семинара-совещания по охране труда для руководителей и специалистов организаций. Среди основных вопросов на  семинарах-совещаниях рассмотрены:  результаты работы по улучшению состояния охраны труда в Урмарском районе,  анализ причин производственного травматизма и меры по его сокращению;  вопросы аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда; состояние условий и охраны труда в сельском хозяйстве  и ряд других.  Всего за год в семинарах-совещаниях по  охране труда приняло участие около 100 человек. На семинарах  участникам давались консультации по вопросам безопасности труда.

 

Раздел VII. Задачи по улучшению условий и охраны труда на 2006 год

 

Представленные в предыдущих разделах материалы о состоянии условий и охраны труда в районе свидетельствуют о том, что в районе за последние годы сформирована эффективная система управления в области улучшения условий и охраны труда. Усилия последних лет позволяют сохранить положительную динамику  уменьшения  числа  пострадавших от травм на производстве и удельного веса работающих во вредных условиях труда.  Однако анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости показывает, что ситуация в области условий и охраны труда во многих организациях  отраслей экономики района  продолжает  оставаться сложной и является серьезной социально-экономической проблемой. При общем снижении травматизма,  растет тяжесть получаемых на производстве травм,  профессиональных заболеваний. Все это приводит к потере дней трудоспособности работников,  росту инвалидизации и,  в конечном итоге,  к увеличению размеров страховых  выплат  по обязательному  социальному  страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что наносит социальный и экономический ущерб производству и району.  Анализ производственного травматизма показывает, что большинство несчастных случаев на производстве происходит по-прежнему по организационным причинам, не требующим особых материальных затрат, из-за отсутствия должной организации труда,  низкой трудовой и  производственной  дисциплины,  пьянства на производстве,  невыполнения должностными лицами и работниками своих прямых обязанностей  по  соблюдению  безопасных условий  труда.  В  некоторых  отраслях экономики не наблюдается улучшение состояния здоровья работников и сохраняется риск профессиональной  патологии,  особенно в сельском хозяйстве.  Таким образом, проблемы охраны труда носят комплексный характер и требуют  решения  правовых,  организационных, социальных, экономических и других задач. Все эти задачи должны быть решены в рамках Республиканской целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья, работающих в  Чувашской Республике на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 января  2005 г.  N 7. Одной из важнейших задач  в  2005  году  стала разработка и утверждение Районной целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья, работающих  в  Урмарском районе на 2005-2007 годы (решение Собрания депутатов Урмарского района  №184 от 17.03.2005г). Необходимо  продолжить дальнейшее расширение сферы деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда,  повышение эффективности аттестации за счет упрощения методики и обеспечения необходимого качества работ по аттестации.  На районном  уровне  при  решении  задач  по улучшению условий и охраны труда необходимо завершить создание служб охраны труда в организациях с численностью более  100  работающих,  совершенствование работы координационных советов по охране труда при главах администраций, обучение и проверку знаний по охране труда отдельных категорий застрахованных. Семинары-совещания, организованные администрацией  района   месячники, дни охраны труда, районные и республиканские смотры-конкурсы между организациями также позволят усилить работу по улучшению состояния охраны труда. В целях оценки состояния условий и охраны труда, в рамках информационного обеспечения охраны труда необходимо продолжить работу по подготовке ежегодных муниципальных докладов о состоянии условий и охраны труда в районе. Важное место занимает обучение по охране труда руководителей и отдельных категорий застрахованных. Выполнение плановых цифр обучения, целевое  использование  выделяемых  средств требуют обеспечения надлежащего контроля и качества учебного процесса, совершенствования методик преподавания и учебных программ,  активного взаимодействия с республиканскими органами власти,  Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике.  Реализация Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от  несчастных  случаев  на производстве  и  профессиональных  заболеваний" необходимо направить на совершенствование механизма экономического стимулирования работодателей за создание  безопасных  условий  труда за счет установления скидок к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных  случаев  на производстве и профессиональных заболеваний. В этой связи должна быть развернута практическая работа по реализации  современных  механизмов  охраны труда, которые экономически стимулируют работодателя, который действительно заботится о создании безопасных и здоровых условий труда на  производстве,  обеспечении социальной защиты работников. Участие в республиканских семинарах-совещаниях по охране труда для руководителей и специалистов организаций,  должны стать приоритетным направлением в работе  по профилактике производственного  травматизма и профессиональной заболеваемости.  Охрана труда,  как система сохранения жизни и здоровья работников, требует постоянного внимания,  системного подхода,  тесного взаимодействия между работодателем и работниками. Совершенствование механизмов социальной защиты работников  от  профессиональных рисков,  социального партнерства, взаимодействия органов государственного управления,  контроля  и  надзора, местного самоуправления, объединений работодателей и работников, законодательства об охране труда, в конечном счете, должно  способствовать  социально-экономическому развитию Урмарского района.