ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УРМАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 200 от 31.05.2006
О муниципальном докладе о
состоянии условий и охраны труда
в Урмарском районе в 2005 году
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда в Урмарском районе в 2005 году (прилагается).
2. Координационному совету по охране и условиям труда администрации Урмарского района по согласованию обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти Урмарского района, администраций городского и сельских поселений Урмарского района Чувашской Республики в выполнении приоритетных задач по улучшению условий и охраны труда в Урмарском районе.
3. Информационному отделу администрации Урмарского района, редакции районной газеты «Херле ялав» (по согласованию) предусмотреть освещение основных положений доклада «Муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда в Урмарском районе в 2005 году», а также важных проблем обеспечения безопасности труда в средствах массовой информации.
Глава Урмарского района В.Н. Кириллов
В.Ф.Иванов
2-10-87
Муниципальный доклад
о состоянии условий и охраны труда
в Урмарском районе в 2005 году.
п. Урмары 2006г.
Раздел I. Муниципальное управление охраной труда
Правовой основой муниципального управления охраной труда является Закон Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике». В соответствии со статьей 6 указанного Закона к вопросам местного значения относятся создание условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Данный предмет ведения органов местного самоуправления детализирован в Законе Чувашской Республики от 12.05.2000 №6 «Об охране труда в Чувашской Республике». Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования и предусматривают единство действий с организациями по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. За последние годы в районе сформирована эффективная система муниципального управления охраной труда, включающая в себя Координационные советы по охране труда и службы охраны труда предприятий района. Администрация района и специалист по охране труда управления социальной защиты населения проводили работу по восстановлению и обеспечению служб охраны труда организаций на территории Урмарского района. В таблице 1.1 приведены сведения о назначенных специалистах по состоянию на 1 января 2006 года. Доля организаций с численностью работающих более 100 человек, укомплектованных специалистами по охране труда или имеющих службу охраны труда, составляет 33%.
Таблица 1.1
Сведения о наличии специалистов по охране труда в организациях Урмарского района
Количество организаций |
Наличие специалиста или ответственного лица по охране труда |
|||||
всего
|
Свыше 100 работаю-щих
|
До 100 работаю-щих
|
Всего ответст-венных лиц по охране труда
|
Кол-во служб охраны труда
|
Кол-во организаций с численностью свыше 100 человек, где отсутствует служба охраны труда |
Охват службами охраны труда организации с численностью свыше 100 человек % |
56 |
6 |
50 |
54 |
2 |
4 |
33 |
При администрации Урмарского района в 2005 году продолжал работать Координационный совет по охране труда, образованный с участием всех заинтересованных органов и объединений работодателей и работников. Координационный совет работает по соответствующему плану, который включает вопросы состояния условий и охраны труда в организациях, производственного травматизма, соблюдения законодательства об охране труда, восстановления служб охраны труда на предприятиях, в организациях, учреждениях, финансирования охраны труда, состояния охраны труда в отраслях экономики, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и др.
В целях анализа состояния условий и охраны труда, ознакомления с новой нормативной правовой базой, пропаганды передового опыта в области улучшения условий и охраны труда в 2005 году специалистом по охране труда районной администрации организовано и проведено 3 совещания и семинара. Проводилась работа по заключению коллективных договоров и их уведомительной регистрации. В соответствии с Законом Чувашской Республики от 30.03.06 №7 "О социальном партнерстве" в органах местного самоуправления организована работа по уведомительной регистрации коллективных договоров. На предприятиях и в организациях всех форм собственности заключено 50 коллективных договора. Улучшились содержание и структура принимаемых коллективных договоров, повысился уровень социальных гарантий, меньше стало норм, носящих декларативный и неконкретный характер. Больше внимания стало уделяться вопросам финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, работодатели стали принимать решения о выделении на эти цели определенных процентов от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) вопросам оплаты труда, стали учитываться нормы, заложенные в принятых отраслевых и республиканских, территориальных соглашениях. Не всегда коллективные договоры обеспечиваются реальными финансовыми и материальными ресурсами, что наблюдалось в ряде коллективных договоров. Анализ процесса заключения коллективных договоров показывает, что коллективные договоры по-прежнему не заключаются особенно в организациях частной собственности, где отсутствуют профсоюзные организации.
Таблица 1.2
Сведения о коллективных договорах, действовавших в организациях Урмарского
района в 2005 году.
Год |
Общее количество организаций |
Количество коллективных договоров |
|
заключенных |
зарегистрированных |
||
2005 |
56 |
50 |
50 |
Таблица 1.3
Сведения о распределении коллективных договоров по формам собственности
Собственность |
Количество организаций |
Количество колдоговоров |
|
заключенных |
зарегистрированных |
||
Государственная |
15 |
15 |
15 |
Муниципальная |
15 |
15 |
15 |
Частная |
26/309* |
20 |
20 |
* По данным статистического отчета
Законодательство предусматривает решение многих вопросов через коллективные договоры и соглашения. Профсоюзы остаются одной из наиболее заинтересованных и последовательных сторон социального партнерства. Именно они явились инициаторами ведения переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений, они осуществляли контроль за их выполнением через уполномоченных (доверенных) лиц, комитеты (комиссии) и профсоюзные инспекции по охране труда.
На многих предприятиях работающие не обеспечены санитарно-бытовыми помещениями, не созданы условия для приема пищи.
До настоящего времени в большинстве предприятий не разработаны и не приняты планы улучшения условий и охраны труда, а принятые выполняются лишь на 40-60 процентов, при этом неудовлетворительно финансируются мероприятия, включенные в коллективные договоры. Проводимые проверки выявляют низкий уровень санитарной и технологической дисциплины производств, недостаточное обеспечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимыми документами, касающимися вопросов гигиены труда, слабое знание требований санитарного законодательства и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов специалистами предприятий, особенно сельского хозяйства и малого бизнеса, где неудовлетворительно организовано прохождение рабочими профилактических медосмотров. Все это в конечном итоге обуславливает сохранение на многих предприятиях неудовлетворительных условий труда и развитие у работающих профессиональных заболеваний.
Угрозой для возникновения аварий является изношенность оборудования, низкий уровень квалификации персонала, нарушение или невыполнение установленных требований безопасности, слабая инвестиционная и инновационная активность ряда промышленных предприятий.
Таблица 1.4.
Информация о проделанной работе в области охраны труда администрацией Урмарского района Чувашской Республики за 2005 год
Кол-во заседаний координа-ционных советов |
Кол-во рассмот-ренных вопросов |
Кол-во прове-денных ме сячников по охране труда |
Кол-во прове-денных семина-ров-со-вещаний |
Кол-во проведенных проверок |
Кол-во публика- ций в средствах массовой информации |
2 |
6 |
2 |
3 |
29 |
3 |
Большинство посещений организаций проходило с участием органов надзора и контроля, профсоюзов. Проверки организаций проводятся по заранее согласованным с руководителями проверяемых организаций планам и носят совместный характер органов местного самоуправления, надзора и контроля. Результаты проверок рассматриваются на заседаниях координационного совета по охране труда с принятием решений, оформляются актом совместной проверки или предписанием службы охраны труда администрации, которые направляются для исполнения в организации с указанием конкретных сроков
Таблица 1.5
Сведения о производственном травматизме в Урмарском районе в 2005 году
Среднесписочная численность работников, чел. |
Число несчастных случаев |
Коэффициент производственного травматизма К пт |
|||
Всего |
смертельных |
тяжелых |
групповых |
||
4071 |
3 |
0 |
3 |
0 |
0,73 |
Почти во всех организациях и предприятиях района в целях создания безопасных условий труда, предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, обеспечения совместных действий органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзных органов реализуются программы улучшения условий и охраны труда. Содержание программ улучшения условий и охраны труда организаций и предприятий района включает мероприятия координационных советов; организационно-технические мероприятия по обучению и проверке знаний по охране труда, организации контроля за соблюдением требований безопасности при государственной регистрации организаций и выдаче разрешений (лицензий) на занятие хозяйственной деятельностью, участию в расследовании несчастных случаев на производстве, организации единых дней охраны труда мероприятий по улучшению условий труда женщин, подростков и лиц, занятых в неблагоприятных условиях труда, и другие. Финансирование программных мероприятий производится за счет собственных средств организаций.
Раздел II. Производственный травматизм в Урмарском районе.
Производственный травматизм характеризуется числом лиц, пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более или со смертельным исходом при выполнении ими трудовых обязанностей и подлежащих учету. Наличие вредных и опасных производственных факторов, использование несовершенных машин и оборудования, технологических процессов, несоблюдение требований безопасности приводят к полной или частичной утрате трудоспособности.
Таблица 2.1
Состояние производственного травматизма в Урмарском районе с 1995 по 2005 годы
Годы |
Число пострадавших на производстве, чел. |
В том числе со смертельным исходом, чел. |
Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших на производстве |
|||
всего |
На 1000 работ. |
всего |
На 1000 работ. |
всего |
На одного постр. |
|
1995 |
24 |
2,6 |
2 |
0,220 |
681 |
28,4 |
2000 |
8 |
1,4 |
- |
- |
351 |
43,9 |
2001 |
2 |
0,4 |
1 |
0,189 |
10 |
5,0 |
2002 |
1 |
0,2 |
- |
- |
34 |
34,0 |
2003 |
2 |
0,6 |
- |
- |
45 |
22,5 |
2004 |
2 |
0,8 |
- |
- |
66 |
33,0 |
2005 |
3 |
0.7 |
- |
- |
238 |
79,3 |
Показатели производственного травматизма представлены в таблице 2.2
Раздел III. Условия труда и профессиональная заболеваемость
Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость работников напрямую зависят от состояния условий труда. Устранение вредных и опасных производственных факторов или приведение их в соответствие с нормами, модернизация оборудования и технологических процессов, создание, таким образом, безопасных и безвредных условий труда ведет к снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
На техническом состоянии оборудования в определенной мере сказывается сокращение финансирования организациями затрат на развитие и совершенствование производства Неблагоприятные условия труда, травмоопасное оборудование влекут за собой инвалидизацию и профзаболеваемость трудоспособного населения.
Сведения о профзаболевании представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Сведения о лицах с профзаболеванием
Годы |
|||||||
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
||||
всего больных |
на 10000 раб-их |
всего больных |
на 10000 раб-их |
всего больных |
на 10000 раб-их |
всего больных |
на 10000 раб-их |
2 |
2,1 |
1 |
1,55 |
- |
- |
1 |
2,4 |
На состояние профессиональной заболеваемости работающих влияет и профилактическая работа, проводимая лечебно-профилактическими учреждениями и ФГУ "ЦГСЭН в Урмарском районе". В последние годы в районе отмечается некоторое улучшение работы по организации и проведению профилактических медосмотров работающих. В 2005 году охват медосмотром, из числа подлежащих работников, составил 95,8% против 95,2% в 2004 году. Средний возраст профессиональных больных составляет 50-54 года, причем у мужчин - 50-54 года, у женщин - 45-49 лет.
Раздел IV. Затраты на мероприятия по охране труда, возмещение вреда здоровью работников, реабилитация пострадавших на производстве
Состояние условий и охраны труда характеризуется затратами на мероприятия по охране труда и возмещению вреда, причиненного работнику трудовым увечьем или профессиональным заболеванием. Одним из важных социальных направлений является медицинская и профессиональная реабилитация пострадавших на производстве, которая заключается в системе мероприятий, направленных на восстановление их трудоспособности или, возможно, полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. На мероприятия по охране труда в 2005 году израсходовано 635 тыс. рублей
Основными причинами инвалидизации на производстве стали последствия травм опорно-двигательного аппарата. Реабилитация инвалидов осуществляется на основе индивидуальных программ реабилитации с учетом степени утраты трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида-это разработанный на основе решения учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных, социальных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. В случае согласия инвалида на проведение мероприятий по профессиональной реабилитации инвалиду разрабатывается программа профессиональной реабилитации, которая определяет: противопоказанные по состоянию здоровья факторы профессиональной деятельности или противопоказания к выполнению работы по прежней профессии в целом; показанные инвалиду условия труда (тяжесть и напряженность, режим труда и отдыха, форму организации труда, санитарно-гигиенические факторы); в случае возможности продолжения инвалидом работы в своей профессии с уменьшением объема работы - необходимые ограничения в отношении выполнения отдельных должностных и функциональных обязанностей, плановых заданий, норм выработки, продолжительности рабочего дня и др.; в показанных случаях - необходимые для выполнения работы по профессии рабочие приспособления и специальные требования по организационно-технической и эргономической адаптации рабочего места применительно к особенностям патологии инвалида; перечень примерных профессий, видов и условий труда. Трудовые рекомендации определяются с учетом комплекса показателей, отражающего характер и условия труда, который оформляется согласно постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда", "Картой аттестации рабочих мест по условиям труда". Одной из проблем остается профессиональная реабилитация пострадавших на производстве, задачей которой является возвращение в активный трудовой процесс инвалидов производства и пострадавших с частичной утратой трудоспособности. В этой связи необходимо усиление разъяснительной работы среди работодателей о важности профессиональной реабилитации, а также разработка эффективных мер по профессиональной реабилитации пострадавших на производстве. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, осуществляется за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем предоставления всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Наблюдающийся рост затрат на возмещение причиненного вреда здоровью работников вызван увеличением количества несчастных случаев и человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших на производстве, а также индексацией выплат. Вследствие этого растут и произведенные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. В этой связи одним из путей улучшения условий и охраны труда является экономическое стимулирование работодателей в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусматривающее механизмы скидок к страховому тарифу в зависимости от состояния безопасности труда в организациях. Механизмы реализации данной задачи заключаются в дифференциации страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, в установлении скидки и надбавки к страховым тарифам.
Одной из основных задач страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В 2005 году отделением Фонда дано разрешение на направление страховых взносов на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Своим правом на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в районе никто не воспользовался.
Раздел V. Обучение по охране труда
Обучение по охране труда играет важную роль в профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 2005 году обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных проводилось за счет средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В районе в 2005 году всего обучено по охране труда 87 человек.
Раздел VI. Информационное обеспечение охраны труда
В целях информационного обеспечения и пропаганды охраны труда в прошедшем году специалистом по охране труда подготовлено и опубликовано в районной газете "Херле ялав" 2 материала по вопросам охраны труда на следующие темы :
« Смотр-конкурс охраны труда», «Месячник по улучшению условий и охраны труда». Было организовано и проведено 3 семинара-совещания по охране труда для руководителей и специалистов организаций. Среди основных вопросов на семинарах-совещаниях рассмотрены: результаты работы по улучшению состояния охраны труда в Урмарском районе, анализ причин производственного травматизма и меры по его сокращению; вопросы аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда; состояние условий и охраны труда в сельском хозяйстве и ряд других. Всего за год в семинарах-совещаниях по охране труда приняло участие около 100 человек. На семинарах участникам давались консультации по вопросам безопасности труда.
Раздел VII. Задачи по улучшению условий и охраны труда на 2006 год
Представленные в предыдущих разделах материалы о состоянии условий и охраны труда в районе свидетельствуют о том, что в районе за последние годы сформирована эффективная система управления в области улучшения условий и охраны труда. Усилия последних лет позволяют сохранить положительную динамику уменьшения числа пострадавших от травм на производстве и удельного веса работающих во вредных условиях труда. Однако анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости показывает, что ситуация в области условий и охраны труда во многих организациях отраслей экономики района продолжает оставаться сложной и является серьезной социально-экономической проблемой. При общем снижении травматизма, растет тяжесть получаемых на производстве травм, профессиональных заболеваний. Все это приводит к потере дней трудоспособности работников, росту инвалидизации и, в конечном итоге, к увеличению размеров страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что наносит социальный и экономический ущерб производству и району. Анализ производственного травматизма показывает, что большинство несчастных случаев на производстве происходит по-прежнему по организационным причинам, не требующим особых материальных затрат, из-за отсутствия должной организации труда, низкой трудовой и производственной дисциплины, пьянства на производстве, невыполнения должностными лицами и работниками своих прямых обязанностей по соблюдению безопасных условий труда. В некоторых отраслях экономики не наблюдается улучшение состояния здоровья работников и сохраняется риск профессиональной патологии, особенно в сельском хозяйстве. Таким образом, проблемы охраны труда носят комплексный характер и требуют решения правовых, организационных, социальных, экономических и других задач. Все эти задачи должны быть решены в рамках Республиканской целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья, работающих в Чувашской Республике на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 января 2005 г. N 7. Одной из важнейших задач в 2005 году стала разработка и утверждение Районной целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья, работающих в Урмарском районе на 2005-2007 годы (решение Собрания депутатов Урмарского района №184 от 17.03.2005г). Необходимо продолжить дальнейшее расширение сферы деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, повышение эффективности аттестации за счет упрощения методики и обеспечения необходимого качества работ по аттестации. На районном уровне при решении задач по улучшению условий и охраны труда необходимо завершить создание служб охраны труда в организациях с численностью более 100 работающих, совершенствование работы координационных советов по охране труда при главах администраций, обучение и проверку знаний по охране труда отдельных категорий застрахованных. Семинары-совещания, организованные администрацией района месячники, дни охраны труда, районные и республиканские смотры-конкурсы между организациями также позволят усилить работу по улучшению состояния охраны труда. В целях оценки состояния условий и охраны труда, в рамках информационного обеспечения охраны труда необходимо продолжить работу по подготовке ежегодных муниципальных докладов о состоянии условий и охраны труда в районе. Важное место занимает обучение по охране труда руководителей и отдельных категорий застрахованных. Выполнение плановых цифр обучения, целевое использование выделяемых средств требуют обеспечения надлежащего контроля и качества учебного процесса, совершенствования методик преподавания и учебных программ, активного взаимодействия с республиканскими органами власти, Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике. Реализация Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" необходимо направить на совершенствование механизма экономического стимулирования работодателей за создание безопасных условий труда за счет установления скидок к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В этой связи должна быть развернута практическая работа по реализации современных механизмов охраны труда, которые экономически стимулируют работодателя, который действительно заботится о создании безопасных и здоровых условий труда на производстве, обеспечении социальной защиты работников. Участие в республиканских семинарах-совещаниях по охране труда для руководителей и специалистов организаций, должны стать приоритетным направлением в работе по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников, требует постоянного внимания, системного подхода, тесного взаимодействия между работодателем и работниками. Совершенствование механизмов социальной защиты работников от профессиональных рисков, социального партнерства, взаимодействия органов государственного управления, контроля и надзора, местного самоуправления, объединений работодателей и работников, законодательства об охране труда, в конечном счете, должно способствовать социально-экономическому развитию Урмарского района.