![]() |
ГРИБОВСКИЙ ВЛАДИСЛАВ КОНСТАНТИНОВИЧ |
|
КОСТОЧКИН ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ |
|
УРУКОВ ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ |
|
ФРАНЦЕВ ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ |
|
ЧЕРНОВ ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ |
|
|
|
|
[07.09. 1899 - 1977], директор и главный конструктор завода № 471 ("КАФ") с 1941 г. по октябрь 1942 г. Создатель планера Г-11, выпускаемого на заводе в военный период. советский военный лётчик, планерист, конструктор планёров и самолётов. Родился 7 сентября 1899 года. В 1909 году воспитанник Гатчинского сиротского интерната — десятилетний Владислав Грибовский — побывал с экскурсией на аэродроме, с тех пор и заболел авиацией. В 1919 году хотел поступить в авиашколу, но не получилось. Окончил Петроградские артиллерийские курсы командного состава РККА. В 1921 году окончил Егорьевскую теоретическую школу летчиков, затем учился в Севастопольской лётной школе (Кача) и Московской летной школе (ВАШЛ). За три года обучения прошел полный курс высшей летной подготовки и стал летчиком-истребителем. В 1924 году в Киеве спроектировал свой первый планер Г-1. Затем Грибовский становится инструктором Серпуховской школы летчиков. Здесь, в школьных мастерских, в 1927 году он строит второй планер собственной конструкции. Следующий планер Г-6 был построен в 1928 году уже в Оренбурге, куда лётная школа была переведена из Серпухова. В начале 1930 года Грибовского назначают начальником Московской школы летчиков Осоавиахима. По его инициативе был создан широко известный Тушинский аэродром, а на базе школы в дальнейшем образовался Центральный аэроклуб Осоавиахима. В 1932 году переходит работать в Московское конструкторское бюро (МКБ) Осоавиахима, а через год становится его начальником. Под руководством Грибовского были построены первые советские гидропланеры Г-12 и Г-16. В 1938 году на базе Московского конструкторского бюро и планерного завода создается опытный отдел и Грибовский становится его руководителем. Здесь были спроектированы и построены его последние самолеты в Осоавиахиме: скоростной Г-26 и двухмоторный тренировочный Г-27. В начале 1939 года планерный завод закрыли. В марте 1940 года Владислава Константиновича назначили главным конструктором вновь созданного ОКБ-28, а уже 22 мая 1941 года под его руководством был создан тренировочный истребитель Гр-28 «Кречет» (ТИ-28).
В 1940—1943 годах Грибовский — начальник и главный конструктор ОКБ, в
1943—1948 — главный конструктор и директор (с 1947) авиационного завода. С началом Великой Отечественной войны ОКБ Грибовского получило срочное задание разработать 11-местный десантный планер. На выполнение его Грибовский попросил... два месяца. Не поверив ему, заместитель наркома авиационной промышленности А.С.Яковлев потребовал от него письменное ручательство, которое Владислав Константинович немедленно выдал. Интенсивная работа над планером, получившим обозначение Гр-29 (в серии - Г-11), началась 7 июля, а 2 сентября состоялся первый его вылет. Через неделю испытаний было принято решение о серийном выпуске крылатой машины. Сразу после окончания испытаний, 28 сентября 1941 года Грибовский выехал на завод № 471 (г.Шумерля), а его заместитель Ландышев — на завод № 394(пос.Козловка). 18 октября в Шумерлю прибыл первый эшелон с «хозяйством» ОКБ-28, а уже 7 ноября здесь собрали первый головной десантный планёр. До конца года завод № 471 изготовил 10 серийных аппаратов, которые по количеству перевозимых десантников получили обозначение Г-11. Производство Г-11 нарастало вплоть до июня 1942 года, когда выяснилось, что военные попросту не готовы к приему большого числа десантных планёров. Не хватало самолётов-буксировщиков и пилотов-планеристов. Так как хранение планёров в течение длительного времени не предусматривалось, их нахождение под открытым небом могло привести к снижению прочности и надежности. В результате производство Г-11 в 1942 году прекратили, личный состав ОКБ-28 присоединили к техперсоналу завода № 471, переориентированного на производство самолётов Як-6, а Грибовский убыл в распоряжение Наркомата авиапромышленности. Всего до прекращения выпуска в 1942 году завод № 471 выпустил 127 Г-11 (плюс 11 в 1941 году), а завод № 494 - 170 планёров. Таким образом, суммарный выпуск к осени 1942 года составил 308 экземпляров Г-11. В конце 1943 года производство планеров восстановили на заводе в Рязани, где Грибовского назначили Главным конструктором, а с 1947 - директорм завода. Г-11 применялся в ряде операций Великой Отечественной войны, хорошо зарекомендовал себя при снабжении белорусских партизан и при высадке десанта под Киевом. Серийное производство планера продолжалось до 1948 года. В связи с ликвидацией КБ Грибовский подает в отставку и в звании полковника в конце 1948 г. увольняется в запас. Всего в период с 1925 по 1942 год им было создано 17 планеров и 20 самолетов, на многих из них был установлен ряд мировых рекордов. В.К. Грибовский награжден орденами Ленина, Красного Знамени и медалями СССР.
В августе 1944 года конструктор В. К. Грибовский за доставку грузов
планерами Г-11 партизанам Белоруссии был награжден медалью «Партизану
Отечественной войны». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У Ивана Дмитриевича и Варвары Васильевны Францевых было 10 детей. Евгений родился шестым. Это была дружная, работящая семья, где ценились, прежде всего, аккуратность, честность, трудолюбие. В 1940 году Евгений поступил в Военно-морское авиационное училище и, закончив его, стал летчиком- торпедоносцем 9-го гвардейского авиационного полка на Северном флоте. Главная задача для летчиков - поиск и уничтожение вражеских судов на Баренцевом море. Чтобы направить торпеду точно в цель, надо было вести самолет на высоте 20-25 метров от поверхности воды, что значило подвергнуться расстрелу в упор с немецких кораблей или самолетов- истребителей. Отважно сражался экипаж Францева. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за потопление двух подводных лодок, танкера, мотобота, трёх транспортов с горючим и за проявленные при этом мужество и отвагу гвардии старший лейтенант Евгений Иванович Францев удостоен звания Героя Советского Союза. В Кремле он получил свою награду. Евгений Францев погиб, торпедируя фашистский транспорт 15 сентября 1944 г. Волны Ледовитого океана никогда не откроют тайну последнего боя прославленного героя. Он погиб двадцати двух лет. Но его боевой опыт изучается, передаётся молодым летчикам морской авиации. Евгений Францев занесен навечно в списки воинской части, где он служил. В городе Чернушке возле школы №80 поставлен памятник герою. На стене нашей школы - мемориальная доска с надписью о том, что здесь учился Евгений Францев. Он навсегда останется в памяти людей, в нашей памяти. |
|
|
|
|
|
|
|