В связи с предстоящим в сентябре 2006 г. празднованием юбилея города Шумерля централизованной библиотечной системой создается энциклопедия истории города. Отдел социальной защиты населения наряду с другими организациями всех форм собственности принимает активное участие в этой акции.
Основные направления реформирования системы социальной защиты населения
с 1994 г. по настоящее время
Реформы, проводимые в Российской Федерации и отдельно взятом субъекте – Чувашской Республике, – в последнее десятилетие привели к значительным переменам в жизни общества.
Складывающаяся демографическая ситуация с высокой долей пожилого населения и сложные социально-экономические условия вызвали необходимость поиска новых форм защиты социально уязвимых слоев общества, улучшения качества жизни в целом. Эффективная помощь ветеранам, инвалидам, детям из малообеспеченных семей, одиноким матерям и др. категориям, выполнение обязательств по системе социальных гарантий – главные составляющие социальной политики государства, которые являются необходимыми условиями успешного проведения реформ и улучшения общественно-политической ситуации в стране.
Благодаря этому за последнее десятилетие, несмотря на напряженную социально-экономическую обстановку, система социальной защиты населения в Чувашской Республике претерпела существенные изменения.
За последние 10 лет спектр действия отдела социальной защиты населения неоднократно менялся в связи с возложением тех или иных функций. Первоначально отдел социального обеспечения администрации города занимался назначением и выплатой пенсий. С января 2001 г. пенсии были переданы государственному учреждению – Пенсионному фонду Российской Федерации.
В середине 90-х годов происходило становление всей системы социальной защиты населения. Была начата паспортизация семей группы риска: многодетные, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, неблагополучные семьи. Шла активная работа по созданию базы данных ветеранов, инвалидов, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, жертв и пострадавших от политических репрессий, узников фашизма, угнанных во время Великой Отечественной войны на принудительные работы в Германию. Начались первые выплаты, помогающие людям выжить в нелегких условиях спада экономического производства. Стали открываться первые учреждения социального обслуживания. В городе Шумерле была научно обоснована и документально подтверждена необходимость открытия Центра социального обслуживания. В 1994 г. первым заработало одно отделение дневного пребывания, затем открылись отделения медико-социальной помощи на дому, отделения реабилитации детей из малообеспеченных семей и детей-инвалидов. Первое время на них было больно смотреть: такие они были голодные и неухоженные. Постепенно работа по обслуживанию была упорядочена, сформировался кадровый костяк. Этих людей знает старшее поколение нашего города: Смольникова О.Д., Ширшонкова Г.Н., Васькова М.П., Краснова Н.В., а также Афанасьева М.А., Китавнина Г.И., Арюхина Л.Г., работающие в настоящее время.
За последние годы произошли качественные изменения в спектре предоставляемых социальных услуг. Востребованы бесплатные социальные услуги по уходу за больными престарелыми гражданами, гарантированные государством, платные дополнительные услуги, не входящие в обязательный перечень, а также услуги на платной основе для лиц, размер пенсии которых превышает прожиточный минимум. Открыто с ноября 2003 г. и пользуется спросом стационарное отделения для временного проживания одиноких пожилых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на 30 мест. С 1995 г. действует Дом социального проживания ветеранов, инвалидов и одиноких супружеских пар. Разрабатываются пути решения открытия в городе социальной парикмахерской и социального такси.
10-11 лет назад выплаты, производимые многодетным семьям, компенсации за рабский труд узникам фашизма, реабилитированным жертвам политических репрессий за незаконно конфискованное имущество и т.д. производились наличными деньгами, были разовыми, но представляли собой существенную материальную поддержку. Впоследствии их характер изменился: выплаты стали регулярными, безналичными и, что особенно важно, адресными.
До 1998 г. начисление ежемесячных детских пособий осуществляли предприятия и организации города, на которых работали граждане, имеющие детей, а назначение и выплату этого вида пособия на детей, родители которых находятся в розыске, вдовам и одиноким матерям производил Центр социального обслуживания. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.11.1997 г. № 255 функции по назначению и выплате ежемесячных пособий на детей были возложены на органы социальной защиты населения по месту жительства получателей пособий. Порядок назначения пособий на детей определяется ФЗ № 81 от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с последующими изменениями.
Начиная с 01.01.1999 г. выплаты ежемесячных пособий на ребенка производятся семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума согласно постановлению КМ ЧР № 362 от 16.12.1998 г.
В период сложной социально-экономической ситуации в стране погашение задолженности по выплате ежемесячного пособия производилось путем зачисления суммы долга в качестве оплаты за жилищно-коммунальные услуги, заключением соглашений с предприятиями для выплаты пособия за счет налогов, а также отпуском продуктов питания через магазины города и лишь позднее – деньгами. С 2001 г. эта задолженность полностью ликвидирована.
В целях оказания дополнительной государственной поддержки безработным и некоторым другим категориям женщин в ЧР было принято постановление КМ ЧР от 24.06.1998 г. № 204, согласно которому отдел социальной защиты населения назначает пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Одновременно был увеличен размер единовременного пособия по рождению: с 01.01.2001 – 1,5 тыс. руб., с 01.01.2002 – 4,5 тыс. руб., с 01.01.2005 – 6,0 тыс. руб., с 01.01.2006 – 8,0 тыс. руб. Базовая сумма расчета пособия по беременности и родам увеличилась до 300 руб. с 2002 г., а ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет – с 200 руб. до 500 руб. Кроме того, в 2005 г. произошло повышение размера ежемесячного детского пособия: с 70 руб. до 100 руб., если в семье 1 ребенок, 125 руб. на каждого, если двое детей, 140 руб. на каждого, если в семье 3 и более детей.
С 2006 г. согласно федеральному законодательству законом ЧР от 25.11.2005 г. № 55 произведено реформирование системы социальных льгот, предоставляемых семьям, имеющим детей. В настоящее время произошла монетизация льгот многодетным семьям и семьям, имеющим детей до двух лет – на молочные смеси, и объединение всех денежных выплат , в том числе на содержание детей-сирот, в единое ежемесячное пособие на ребенка.
Начатая в 90-е годы работа по выявлению ветеранов Великой Отечественной войны: участников, инвалидов, вдов, тружеников тыла, ветеранов труда, «афганцев» позволила в дальнейшем, начиная с января 1999 г., осуществлять в соответствии с ФЗ «О ветеранах» конкретные меры по реализации этого закона. Исполнение ФЗ «О ветеранах» носит постоянный, методичный, обеспеченный финансами и тройным контролем характер (предприятие ЖКХ – отдел социальной защиты населения – финансовый отдел МФ ЧР в г. Шумерля до 2006 г.).
С 2005 г. реформирование системы социальной защиты населения привело к монитезации льгот, т.е. переводу части льгот в ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Федеральные льготники: УОВ, ИОВ, инвалиды, дети-инвалиды, «чернобыльцы», ветераны боевых действий на территориях других государств, вдовы стали получать ЕДВ по линии Пенсионного фонда взамен натуральных льгот, кроме компенсации за ЖКУ.
С 2006 г. региональные льготники: труженики тыла военных лет, ветераны труда, реабилитированные и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий также перешли на ЕДВ, осуществляемой отделом социальной защиты населения. Для всех льготных категорий вместо бесплатно проезда городским и пригородным транспортом на территории Чувашской Республики введен единый социальный проездной билет (ЕСПБ), стоимость которого составляет 100 руб., деньги на его приобретение предусмотрены в сумме ЕДВ.
Монетизация позволила гражданам самим выбирать, на что потратить предоставленные государством денежные средства и этим создало более широкий спектр выбора льготника в зависимости его потребностей.
Одно из приоритетных направлений политики – внимание семье и детям. Указом Президента Чувашской Республики 2003 г. был объявлен Годом семьи. В связи с этим в г. Шумерле ежегодно проводятся мероприятия по повышению социального статуса семьи и ее социальной защищенности, оказанию помощи молодым и малоимущим семьям, улучшению охраны здоровья семьи и детей, возрождению семейных и трудовых традиций.
В городе с 2001 г. функционирует муниципальное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям», которое в 2006 г. преобразовано в РГУ «Шумерлинский городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Основными задачами являются: выявление и дифференцированный учет, социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, реабилитация детей-инвалидов. Основной целью деятельности учреждения является предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганда здорового образа жизни, оказание своевременной и действенной помощи ребенку с трудной судьбой – сироте при живых родителях.
В последние годы благодаря заключенному между Пенсионным фондом и Министерством здравоохранения и социального развития Соглашению Пенсионный фонд предоставляет финансовые средства для оказания адресной социальной помощи одиноким малоимущим пенсионерам и инвалидам, которые в ней нуждаются в связи с пожаром, газификацией частных домовладений, на подписку газеты «Достоинство. Старшее поколение», проведение юбилея Победы в Великой Отечественной войне и в других случаях.
С 2003 г. Отдел контролирует исполнение закона ЧР от 31.12.2002 № 32 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Чувашской Республики», согласно которому квота по трудоустройству инвалидов утверждалась городским Собранием депутатов и составляла 3%. В связи с изменением закона квота для приема на работу инвалидов предусмотрена в размере 2 % для организаций со среднесписочной численностью работающих более 100 чел.
Одно из современных направлений развития системы социальной защиты – это реабилитация инвалидов, создание для них беспрепятственного доступа к объектам общественной инфраструктуры. В 2005 г. отделом социальной защиты населения был организован и проведен зональный тур республиканского смотра-конкурса инвалидов «Вместе мы сможем больше», в котором приняли участие, как общественные организации, так и отдельные люди с ограниченными возможностями. Это мероприятие способствовало раскрытию способностей, открыло новые пути к общению.
С 2006 г. в соответствии с ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменилась структура системы социальной защиты населения. Отдел социальной защиты населения переведен из администрации города в структуру Министерства здравоохранения и социального развития. Такие же изменения произошли с учреждениями социальной защиты.
Отдел социальной защиты населения г. Шумерли Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития, РГУ «Шумерлинский городской центр социального обслуживания населения» и РГУ «Шумерлинский городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» продолжают работать в направлении совершенствования качественных и количественных характеристик предоставляемой помощи, усиление адресности социальной поддержки.