Кузьмин В.А. –
учитель истории и обществознания
МОУ «Туванская СОШ» Шумерлинского района .

 

БЛОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ  «ИСТОРИИ РОССИИ Х1Х ВЕКА»
В 9 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛ

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

 

         Блочная система позволяет учителю рационально использовать определенные программой учебные часы, уделяя большое время на практическое групповое   и самостоятельное закрепление материала. Такая форма способствует применению современных информационных технологий. (мультимедиа экран, компьютер, обучающие программы.). Результатом становится уяснение логической структуры курса и внесение в нее изменений,   связанных, прежде всего, направленностью на построение проблемных учебных блоков., не отступая, при этом, от содержания и объема программы.. Например , в 8 классе (История России Х1Х века) формируются блоки : «Внешняя политика России Х1Х века», «Преобразования и реформы Х1Х века» , « Культура России Х1Х века», «Общественно – политические течения России Х1Х века», «Социально – экономическое развитие России Х1Х века».

В  работе с Х – Х1 классами есть необходимость и возможность создать блок -
«Крестьянство России с древнейших времен до наших дней», отобразив  в нем: а) эпоху процесса закрепощения крестьян в основных государственных актах;
 б) экономические и политические последствия крепостного права для России;
  в) общественная мысль России о путях решения крестьянского вопроса;
 г) отношение российского государства к  вопросу отмены крепостного права и  аграрной проблеме в Х1Х – ХХ столетиях;
 д) состояние «крестьянского» вопроса в настоящее время.

 

БЛОК

«ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В Х1Х ВЕКЕ»

 

Ключевым моментом на уроках является самостоятельная работа учащихся. В классе висит стенд «Сегодня на уроке» на котором и размещаются сообщения учащихся, набор терминов, основные даты, имена полководцев и политиков , относящихся к теме «Внешняя политика России Х1Х века».

Акцентируется внимание учащихся на стремления большинства политиков России к укреплению позиций страны на ее границах и за ее пределами. На примерах героических страниц истории формируется стойкий проводник интересов Отечества.
В поле зрения учителя постоянно три объекта:

1) содержание материала;

2) форма подачи и усвоения ;

3) активность учащихся.

 Вопросы, относящиеся к внешней политике России Х1Х века, изложены в учебнике «История России Х1Х века», под редакцией А Косулиной и Л. Данилова в параграфах 2, 5, 12, 14,16, 27, 28, 35. На это отводится 8 уроков.

Весь блок делится на три части:

· Обзорная   лекция.

· Практическая работа

· Контроль усвоения знаний..

 

I.                   ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ. (2 урока).

          

    При Павле 1  сложились сложные отношения с Англией, в основном из- за стремления последней ослабить позиции России на Балканах и черноморском побережье, на Кавказе. При Александре1 ухудшились отношения с Францией из – за неприятия  революции в этой стране и, несмотря на либерализм самого императора, Россия проявляет свою нетерпимость к преобразованиям, исходящим от нее. Оставались холодными отношения с Турцией, связанные с территориальными спорами в Причерноморье и национально- религиозными на Балканах, с Ираном  за каспийское побережье и  Кавказ. Политика министра иностранных дел А.Чарторыйского состояла в стремлении убавить аппетиты Франции в Европе, через союз с Англией, ослабить влияние Англии в Средней Азии через соглашения с Францией. Используя противоречия обеих, стремиться достигать укрепления позиций России на Балтике и Причерноморье. В эти годы Россия успешно воевала со Швецией, присоединив в1809 году Финляндию, с Турцией, подчинив себе ессарабию, с Ираном присоединив Грузию, Дагестан, Абхазию и получила исключительное право на Каспийское море. В результате разгрома Наполеона Россия превращается в ведущую европейскую державу и, почти 30 лет, диктует свою волю Европе. Двойственность в поведении Александра 1 проявлялась в том, как он, с одной стороны, возглавляет «Священный союз»,  оплот самодержавия, и, с другой -  дарует Польше Конституцию.

Эту политику проводит новый министр  К. Нессельроде. Начало 30х годов принесло в Европу новую волну  революций, разрушивших порядок, установленный 1815 годом. Николай1 начинал свое правление как каратель и душитель свободы (отмена польской конституции в 1831году). В революциях 1848- 49 годов Россия своими действиями практически изолировала себя от  Европы. Кроме привычных противников своей политики  Россия получила еще и Пруссию, так, как противодействовала Объединению Германии. Однако, Россия продолжала укреплять свои позиции на Кавказе и Балканах. В результате новой войны с Турцией Россия завладела устьем Дуная, восточным побережьем Черного моря. Николай1 получил право распоряжаться в акватории Средиземного моря, что не могло не встревожить Францию и Англию, организовавших вторжение на саму Россию коалицией, включавшей почти всю Европу (Англия, Франция, Турция +Австрия и Пруссия.) в Крымской войне.

  При Александре II,  министр иностранных дел  А. Горчаков, определял свою политику так: «Первое – дела внутренние, второе – дела внешние».  Чтобы быть сильным для соседей, нужно быть крепким в своем доме, чтобы соперничать с  Европой, нужно быть равной ей. 

  .Россия начинает интенсивно перевооружаться (Военная реформа), меняет партнеров во внешней политике, сближается с Германией и Австро – Венгрией против Франции, сближается с США против Англии. Внутри страны начинаются буржуазные реформы (отмена крепостного права, реформы городского и губернского управления, реформа судопроизводства). Воспользовавшись занятостью Англии в колониях ,а Франции столкновением с Пруссией, Горчаков проводит блестящую бескровную операцию, результатом которой, стало возвращение позиций России в Крыму и на Кавказе Она снова ведущая сила в вопросах Балканского полуострова. .      

  Александр3 и  Н. Гирс  проводили  политику,   успешную, опирающуюся на чиновников горчаковской школы. Россия  переживает очень большие изменения во всех областях и сходит с привычной международной политики, характерной для нее в 18 и первой половине 19 веков. Она часто меняет партнеров в политике и сама, порой , противоречит самой себе.

 В этот период Россия «приобрела» Дальний Восток и Среднюю Азию, а сам Александр получил прозвище «миротворец».Однако Россия потеряла авторитет на Балканах, к 1890 году были холодные отношения с Болгарией, Румынией и Сербией. В конце Х1Х века Россию стремились вовлечь в разные военные блоки то Германия, то Франция. Александр выбрал союз с Францией и Англией, направленный против Германии и Австро- Венгрии. Причина –жесткая экономическая политика Бисмарка в отношении России и соперничество с Австро – Венгрией на Балканах. С Англией Александр3 «поладил», разделив на сферы влияния Персию (Афганистан).Россия слишком поздно обратила свое внимание на Дальний Восток, что привело к столкновению ее интересов с устремлениями Японии.

 

 Сведения , которые НУЖНО ЗАПОМНИТЬ!

 

1.Русско – Иранская война 1804 – 1813.и 1826 – 1829гг. Присоединение Грузии, большей части С. Кавказа и господство на Каспийском побережье.

2.Россия участвует в европейских войнах против Франции в 1804 – 1807 годах, Тильзитский мир(1807г) Континентальная блокада…

3.Войны с Турцией в 1806-1812, 1828 -1829гг,1877 – 1878гг Россия приобретает ессарабию, Восточное побережье Черного моря, господствует в проливах Босфор и Дарданеллы, Болгария получает независимость…

4.Война со Швецией 1808-1809гг, Россия приобретает Финляндию.
 Швеция не участвует больше ни в каких войнах против России.

5.Отечественная война и заграничные походы русской армии, создание Священного союза1812 – 1815гг,Польша получает Конституцию1815г)..

7.1853 – 1856 Крымская война и оборона Севастополя (1854 -55) Россия теряет статус черноморской державы и возвращает его вновь, благодаря политике А.Горчакова.

8.Россия вступает в «Антанту», военный блок (Англия, Франция, ), направленный против Германии и Австро – Венгрии.(1891

 

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (пять учебных часов)

 

  1. ТЕМЫ  СООБЩЕНИЙ :
(работы вывешиваются на стенде «Герои сегодняшней темы»

 

Сообщения в форме  небольшой справки:

1.           М Кутузов в войне с Турцией, в войнах в Европе.

2.           Адмирал П. Нахимов (Синопское сражение).

3.           Адмирал Д. Сенявин.

4.           А .Чарторыйский.

5.           Барклай де Толли (военный министр и война со Швецией)

6.            Генерал  И Гудович. Русско – Иранские войны.

7.            Граф  Каподистрия.

8.           .Адмирал  И Крузенштерн.

9.            К. Нессельроде.

10.        Генерал И Паскевич.

11.        Генерал А Ермолов.

12.        Генерал И Дибич.

13.        Шамиль.

14.        Генерал М Черняев.

15.        Генерал М Скобелев.

16.        Адмирал Г Невельской.

17.        Генерал И Гурко.

18.       Милютин.

19.        М Лорис – Меликов.

20.       Отто фон Бисмарк  об отношениях с Россией.

21.        Адмирал Ф Литке.

22.        Н Пржевальский.

23.        Э .Тотлебен.

24.        Н Миклухо – Маклай

 

2. РАБОТА С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ.

 

.       Класс делится на две рабочие группы – две карты  «РОССИЯ Х1Х ВЕКА».

Задания:

1.Желтым цветом выделить территория России в начале Х1Х века.

2.Желтым штрихом отметить все земли, присоединенные к России за все столетие.

3.Красной стрелкой выделить пути движения первооткрывателей с их именами на них.

4.Указать места важнейших сражений, места заключения мирных договоров, имена русских полководцев и политических деятелей, участвовавших в этих событиях

.

3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
(краткое сообщение по ключевым словам выполняется каждым учеником .).

 

Первая коалиция,  конвенция 1801г.,  Аустерлиц 1805г.,  Вторая коалиция, Третья коалиция, Четвертая коалиция, «континентальная блокада», Тильзитский мир, сейм, шляхетский корпус, Гюлистанский договор 1813г, Бухарестский договор1812г., Пятая коалиция, «Битва народов»1813, Венский конгресс1814, Ватерлоо1815, «Священный союз»1815 – 1825г.г., Русская Америка в 1799 -186г.г., Восточный вопрос1820 – 1887г.г., Парижский мир 1856г., «Антанта», мюридизм, Пекинский договор 1860г., Договоры с Японией в 1855 и 1875г.г.

 

4. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ:

1.Русские полководцы и флотоводцы Х1Х века.

2.Русская школа дипломатии.

3.»Восточный вопрос» во внешней политике России.

Учащиеся используют свои сообщения и рефераты.

 

5. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ:

1.Александр 1 «Освободитель Европы» : факты и комментарии.

2.Исторические последствия «миротворчества» Александра3

3.Россия – «жандарм Европы» - исторические последствия внешней политики Николая1

 

Учащиеся раскрывают следующие вопросы:

 а) Решающий вклад России в разгроме Наполеона.

б) Определить, что именно выбор партнеров Александром III во внешней политике привел Россию к Первой мировой войне и, в последующем, к революции/

в) нельзя навязывать свое другим, нужно уметь жить в обществе по общепринятым законам.

..

.6.  ТЕМАТИКА ДЕЛОВЫХ ИГР:

 

1.Я в роли корреспондента «Столичных новостей» среди защитников Севастополя.

2.Я в партизанском отряде Дениса Давыдова

3.Сценарий пресс – конференции министра иностранных дел России Горчакова по поводу объявлении войны Турции и ввода войск России на ее территорию.

 

При организации деловой игры класс делится на группы. Каждая готовит сценарий по своей теме.

 К концу игры участники  первой группы должны подойти к следующим выводам:

      а) защитники Севастополя были героями, достойными памяти поколений.

      б) армия России и флот требовали немедленных преобразований.

 

Участники  второй группы должны подойти к следующим выводам:

      а) солдат России способен принимать самостоятельные решения и действовать в соответствии с ситуацией.

      б) народ, во имя спасения Отчизны, готов жертвовать всем

   

 Участники  третьей группы должны подойти к следующим выводам:

        а) Турция на Балканах проводит политику геноцида против славянских народов.

       б) Россия не может  спокойно смотреть на страдания братьев по вере и крови

       в) политика Турции на Балканах противоречит всем нормам европейского права и соглашениям, принятым европейскими правительствами в последнее время.

 

III .  УРОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

(закрепление всего материала)

 

1.  Класс разделяется на  рабочие группы.

2.  Каждая группа готовит свою половину сообщений из списка, предложенного учителем, и вывешивает на стенде

3.  Все группы знакомятся с сообщениями и готовят головоломки по ним.

4.   Первая группа «экзаменует» вторую

5.   Вторая группа «экзаменует» первую.

 ..

  ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЙНЫ.
(справку составляет каждый ученик)

1.Причины, хронологические рамки.

2.Воюющие стороны или группировки.

3.Цели сторон, повод к войне.

4.Соотношение сил.

5.Ход военных действий (этапы войны), основные сражения, полководцы.

6.Условия мирного договора, итоги войны.

 

 

 

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.

 

1.Александр 1 предоставил конституцию:

а) Украине; б) Царству Польскому; в) Бесарабии.

 

2.Годы правления Павла 1

а) 1792 – 1801. б)  1801 – 1806 в) 1796 – 1801.

 

3.Судьба русского парусного флота в Крымской войне

 а) сожжен в Феодосии. б) перебазировался в Балтийское море. В) затоплен у Севастопольской бухты.

 

4.Россия не вела ни одной войны при…

а) АлександреI;  б)Александре II;   в)Александре III.

 

5.Военная реформа Александра II не предусматривала…
        а) военные поселения; б) отмену рекрутчины; в) вооружение нарезным оружием;

         г) создание парового флота.

 

6. Приоритетным во внешней политике России в конце Х1Х века было:

 а)Балканы б) Дальний Восток в) Европа г) Средняя Азия.

 

7.Союзники России в Крымской войне:

 а) Пруссия и Австрия б) Англии и Франция в) ни одного.

 

8. Россия соперничала на Балканах с …

а) Францией; б) Испанией;  в) Австро – Венгрией;  г) Италией.

 

9.Восточный вопрос для России это:

а) Средняя Азия. б) Дальний Восток. в) Балканский полуостров.

 

10.Генерал, герой Русско – Турецкой войны…

 а) Тотлебен; б) Гурко; в) Давыдов.

 

11.Выдающийся врач – хирург, герой обороны Севастополя…

 а) Нахимов; б) Истомин;  в) Пирогов.

 

12.Выдающийся русский дипломат, основатель современной Российской международной политики.

 а) Толстой б) Витте в) Горчаков.

 

13.Этот генерал не участвовал в Отечественной войне 12 года.

 а) Багратион; б) Тормасов; в) Барклай – де – Толли; в) Корнилов; г) Раевский.

 

14. Русская  Америка  продана США в…

 а) 1858г.;  б) 1867г.; в) 1876г.; г) 1880г.

 

15.Союзником России по вопросу отмены решений Парижского конгресса была..

 а) Пруссия; б) Англия;  в) Франция;  г) Австро – Венгрия.

 

16.Програмное положение российского западничества.

 а) неограниченная монархия б) не нужно проводить реформ в области экономических отношений. в) нужно ориентироваться на европейские страны с парламентским строем.

 

17.Решение Парижского мира 1814года.

 а) раздел Франции на сферы влияния.б)восстановление во Франции династии Бурбонов. в) совместный контроль над Францией со стороны стран победительниц.

 

18.В военной реформе Александра II было…

 а) всеобщая воинская повинность б) создание рекрутской системы набора солдат в) обращение к командиру «господин».

 

19. Границы с Китаем были определены согласно…

 а) Петербургскому договору; б) Симодскому договору; в) Айгунскому и Пекинскому договору.

20.Венский конгресс 1814 года…
 а) отменил Гражданский кодекс Наполеона. б) закрепил республику во Франции. в) установил режим изоляции Франции. г) признал большую часть Польши за Россией.

 

21.Назовите политическое последствие Отечественной войны 1812года для России.

а) дворцовый переворот ; б) революция;  в) восстание декабристов.

 

22.Командующим русскими войсками в Закавказье в ходе Русско – Турецкой войны 1877 – 1878гг являлся…

 а) Радецкий б) Гурко в) Лорис – Меликов г) Скобелев.

 

23. Тильзитский мир предусматривал (1807г)..

 а)союз между Англией и Россией. б) раздел Европы на сферы влияния между Францией и Россией. в) военный союз России с Францией и невозможность вступления в союзы с другими странами.

 

24.В конце Х1Х века в Средней Азии и Афганистане  столкнулись интересы России и …

а) Франции. б) Германии. в) Англии. г) Турции.

 

25. План Отечественной войны1812 года предусматривал…

 а) введение в России Гражданского кодекса Наполеона.

 б) генеральное сражение у Смоленска.

 в) глубокое отступление с целью заманивания французов в глубь страны с последующим разгромом.