Описание реализации Чувашской Республикой направления Развитие региональной системы оценки качества образования (СОКО)»
 

3.1. Продолжительность участия субъекта РФ в эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в годах

по состоянию на 1 сентября 2006 года 

Чувашская Республика участвует в эксперименте по введению ЕГЭ с 2001 года (в течение 6 лет) с первого года эксперимента, при этом экзамен по математике на протяжении всего эксперимента является обязательным для всех выпускников 11 классов общеобразовательных школ республики.Таблица 3.1

Наименование показателя

2006 г.

факт

Обязательства

2007 г.

2008 г.

2009 г.

3.2. Количество учебных предметов, по которым выпускникам общеобразовательных учреждений предоставляется возможность сдачи ЕГЭ

11

11

12

13

 В традиционный для Чувашии перечень предметов, по которым выпускникам предоставляется возможность сдавать экзамен в форме ЕГЭ (математика, русский язык, физика, история России, география, биология, химия, английский язык, немецкий язык, французский язык, обществознание) в 2008 году предполагается внести информатику, в 2009 году – литературу.  

Таблица 3.2

Наименование показателя

2006 г.

факт

Обязательства, %

2007 г.

2008 г.

2009 г.

3.3. Доля выпускников (общеобразовательных учреждений), проходящих государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ

83,5

100

100

100

 Под выпускниками понимаются учащиеся общеобразовательных учреждений, завершившие обучение в текущем году. Выпускники прошлых лет, выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования, участвующие в ЕГЭ, не учитываются. Показатель рассчитывается как отношение количества выпускников, проходящих в данный год государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по обоим предметам – русскому языку и математике, к общему количеству выпускников данного года в процентах. С 2007 года в республике итоговая аттестация в форме ЕГЭ по русскому языку и математике для всех выпускников 11 классов является обязательной.

Таблица 3.3

Наименование показателя

2006 г.

факт

Обязательства, %

2007 г.

2008 г.

2009 г.

3.4. Доля выпускников общеобразовательных учреждений, сдающих ЕГЭ по трем и более учебным предметам

45,8

48,0

50,0

60,0

 

Под выпускниками понимаются учащиеся общеобразовательных учреждений, завершившие обучение в текущем году. Выпускники прошлых лет, выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования, участвующие в ЕГЭ, не учитываются. Показатель рассчитывается как отношение количества выпускников, проходящих в данный год государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по трем и более предметам, к общему количеству выпускников данного года в процентах. В 2006 году данный показатель в республике составил 45,8%.  В связи с тем, что уже сегодня доля выпускников, сдающих три и более предмета в форме ЕГЭ в республике достаточно высока, незначительное повышение этого показателя возможно за счет введения новых предметов (информатика, литература) и расширения охвата специальностей в учреждениях  СПО и ВПО, по которым зачисление проводится в форме ЕГЭ.

 

Таблица 3.4

Наименование показателя

2006 г.

факт

Обязательства, %

2007 г.

2008 г.

2009 г.

3.5. Доля выпускников 9-х классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую муниципальными, межшкольными экзаменационными комиссиями

0

100

100

100

 

Под выпускниками понимаются учащиеся общеобразовательных учреждений, завершившие обучение в 9 классе в текущем году. С 2007 года в республике итоговая аттестация по русскому языку и по математике по новой форме (независимая итоговая аттестация, осуществляемая муниципальными, экзаменационными комиссиями) для всех выпускников 9 классов является обязательной.

 

3.6. Комплекс мероприятий по реализации данного направления

 

Анализ ситуации

 

Современное положение дел в управлении образованием характеризуется, прежде всего, тем, что наметился переход от управления на основе предписаний к управлению на основе оценки и анализа процессов, происходящих в системе образования. При значительном количестве и кардинальной значимости проводимых преобразований в условиях динамично меняющейся социально-экономической ситуации принятие эффективных управленческих решений невозможно без соответствующего информационного обеспечения. В системе образования Чувашской Республики активно внедряются методы программно-целевого управления, программы развития образования стали нормой менеджмента, а внедрение процедур оценки качества позволяет получать объективные и сопоставимые данные. Проблема сегодняшнего дня – освоение технологии управления, ориентированного на результат (БОР – бюджетирование, ориентированное на результат) на всех уровнях образовательного менеджмента, т.к. характер государственных инвестиций в образование идёт по принципу: «деньги в обмен на обязательства».

В Чувашской Республике в течение последних лет происходит активный процесс модернизации существующей системы информационного обеспечения принятия управленческих решений в системе образования. Преобразования связаны сразу с несколькими векторами, определяющими развитие ситуации – это модернизация системы мониторинга и статистики образования в рамках проекта «Реформа системы образования», структурирование системы индикаторов для оценки состояния и развития образовательных систем для принятия управленческих решений на разных уровнях и разными потребителями такой информации, формирование системы надзора и контроля в сфере образования. Результатом преобразований станет система оценки качества образования. Результаты, достигнутые в ходе проектных преобразований и реализации целевой программы развития системы образования Чувашской Республики в последние годы, можно определить так:

- проведен анализ состояния действующей системы мониторинга и статистики образования региона;

- разработана модель, представленная в виде технологической схемы региональной системы мониторинга и статистики образования, определены цели и задачи, схема функционирования[1]. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2003 г. № 20 создан ГУ «Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий» (далее - ГУ «ЧР ЦНОТ»), благодаря чему в республике появилось связующее звено республиканской системы мониторинга и статистики образования;

- сформирован оптимальный перечень баз данных информации о состоянии и развитии образовательных учреждений на уровне муниципалитетов;

- определён порядок информационного обмена и взаимодействия между региональным центром мониторинга и муниципальными мониторинговыми службами;

- согласован перечень показателей для экспериментального рейтинга муниципальных образовательных систем и ОУ по приоритетным направлениям развития системы;

- апробированы различные технологии оценки образовательных результатов учащихся учреждений общего и начального профессионального образования;

- начато формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования республиканской и муниципальных служб образовательной статистики и мониторинга качества образования;

- подготовлена нормативно-правовая база системы мониторинга и статистики – проекты решений, распоряжений, приказов, предложений для внесения в уставы учреждений и организаций, положение об обмене данными и т.д.;

- апробированы комплексные формы статистической отчетности, разработанные проектной группой ГУ-ВШЭ[2];

- подготовлен и утвержден комплекс индикаторов[3]. Собраны значения предлагаемых индикаторов за последние 5 лет – таблицы и диаграммы стали основой для информационного доклада о состоянии системы образования[4];

- подготовлены и опубликованы макеты доклада директора школы, директора УНПО, руководителя муниципального уровня управления образования внешним «заинтересованным непрофессионалам». В школах и муниципалитетах начата работа по организации и проведению публичных докладов[5];

- ведется выбор программного продукта для СОКО. Имеется несколько разработок, но не решены проблемы их взаимосвязи и адаптации друг к другу;

-  апробированы различные технологии оценки образовательных результатов учащихся учреждений общего и начального профессионального образования.

Таким образом:

1. Выработана единая система требований к качеству образования, обеспечивающая максимальное соответствие между образовательными потребностями и возможностями самой системы.

2. Создана модель республиканской службы образовательной статистики и мониторинга качества образования, опыт формирования и функционирования которой может быть диссеминирован в другие регионы.

3. Сформированы отдельные готовые блоки для единой региональной системы оценки качества образования.

Вместе с тем работа в республике по этому направлению, безусловно, должна быть продолжена. Реализация мер, заложенных в рамках целевой программы развития системы образования, скорректированная под задачи комплексного проекта, предполагает следующие основные шаги в данном направлении:

- формирование модели региональной службы оценки качества образования (как структурного элемента единой федеральной системы), увязывающей в комплекс мониторинг и оценку состояния развития образовательных систем, аттестацию учащихся, лицензирование, аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических и руководящих кадров, мониторинг индивидуальных достижений учащихся, а также реализацию функций контроля, надзора и инспектирования в образовании;

- подготовка кадров для системы оценки качества образования;

- выбор и апробация программной среды для сбора, актуализации и первичной обработки информации и обеспечения доступа к ней различных групп пользователей;

- определение параллелей между форматом собираемой информации и возможностями ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;

- формирование модели организации и проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся для системы общего и профессионального образования;

- определение заказа региональной системы управления образованием на информационно-аналитическое обеспечение.

 

Описание модели региональной СОКО Чувашской Республики

 

Система оценки качества образования Чувашской Республики создается вне Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики. Координационным центром системы оценки качества образования в Чувашии является специальный уполномоченный орган исполнительной власти - Служба по надзору и контролю в сфере образования Чувашской Республики. Это условие является определяющим, поскольку именно оно формирует независимость создаваемой структуры от объекта оценки и позволяет выстроить отдельную вертикаль оценки качества образования при координации со стороны Федеральной службы по надзору в сфере образования.

В структуре Службы по надзору и контролю в сфере образования Чувашской Республики предполагаются два управления – управление по надзору за соблюдением законодательства в сфере образования и управление контрольно-оценочных процедур в сфере образования. Роль инфраструктуры службы будет частично исполнять муниципальная система управления образованием, частично роль инфраструктуры в распределённом варианте передаётся специализированным учреждениям. Предполагается размещение части заказа на оценочные процедуры в других организациях и учреждениях на конкурсной основе.

Таким образом, система оценки качества образования строится на основе распределения бюджетного задания в данной области между рядом специализированных учреждений. Заказчик финансирует согласованную программу заказа, исполнители (государственные и негосударственные учреждения) предоставляет отчеты по результатам исполнения заказа, удовлетворяя информационные потребности исполнительной власти. Тем самым снимается вопрос об объективности оценки и упрощается вопрос об уровне готовности исполнителя качественно выполнить заказ, поскольку проще использовать подбор ряда специализированных учреждений, оперирующих в различных сегментах рынка образования, нежели иметь универсальную организацию. Кроме того, за счёт разделения исполнителей оценочных процедур повышается степень их объективности и независимости.

На рис. 3.1 показана общая концептуальная схема, отражающая состав СОКО Чувашской Республики и ее место в структуре рынка образовательных услуг. На схеме выделены три взаимосвязанные системы: система образования, система потребителей образовательных услуг и республиканская система оценки качества образования.

Модель региональной службы по надзору и контролю в сфере образования в Чувашии предполагает наличие специального уполномоченного органа исполнительной власти по надзорно-контрольной деятельности, являющегося координационным центром системы оценки качества образования в регионе.

Таким образом, в данной концепции СОКО не рассматривается как часть системы образования, так как она основана на внешней оценке результатов образования и внешней ответственности образовательных учреждений и организаций. В то же время СОКО не может быть представлена в рамках системы потребителей образовательных услуг (инструмент потребителей), так как в ней заинтересована и сама система образования для целей самоуправления и самоорганизации. Внешний характер оценки обеспечивается степенью разделения объекта оценивания и процедуры оценки.

Система образования как объект оценки включает четыре элемента: образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых предусмотрены государственные образовательные стандарты); образовательные организации, реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов; органы управления образованием со своей инфраструктурой, включающей подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие процесс управления; индивидуальные достижения учащихся сами по себе и как показатель качества образовательных программ, результатов работы образовательных организаций и качества управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные функции:

·      Надзор и контроль

·      Аккредитация и лицензирование образовательной деятельности

·      Инспектирование, работа с жалобами и обращениями граждан

·      Координация деятельности по оценке качества образования

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Система оценки качества образования Чувашской Республики

СИСТЕМА ОЦЕНКИ

Заказчики и потребители информации о качестве образования

Органы управления образованием

Органы управления образованием

Органы управления образованием

Органы управления образованием

Образовательные программы

Образовательные учреждения

Индивидуальные достижения обучающихся

Мониторинг и оценка состояния и развития региональной и муниципальных образовательных систем

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений

Аттестация педагогических и руководящих кадров

Аттестация учащихся

Мониторинг индивидуальных достижений учащихся и индивидуальных образовательных траекторий выпускников школ

Целевые нерегулярные исследования

Глава исполнительной власти Чувашской Республики

Служба по надзору и контролю в сфере образования Чувашской Республики

Министерство образования и молодёжной политики

Чувашской 

Республики

Система образования Чувашской

Республики

СИСТЕМА ОЦЕНКИ

 SHAPE  \* MERGEFORMAT Рис. 3.1. Модель региональной службы по надзору и контролю

в сфере образования в Чувашии

 

Заказчики, заинтересованные в СОКО, представлены тремя основными общественными группами потребителей результатов системы образования (рис. 3.2):

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

Информационный портал СОКО

Глава исполнительной власти Чувашской Республики

Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики

Служба по надзору и контролю в сфере образования

 Чувашской Республики

ГУ «ЧР ЦНОТ»

Центр оценки и развития персонала в системе образования

Муниципальные органы управления образованием

Инфраструктура ОСОКО муниципального уровня

Аналитическая группа СОКО

Образовательные учреждения

Образовательные программы

Индивидуальные достижения учащихся

Негосударственные организации в системе ОСОКО

 

 

Информационно-образовательное агентство «ЛИДЕР»

объекты оценки

Аттестация педкадров                              Аттестация выпускников 9 и 11 кл.

          Лицензирование и аккредитация ОУ          Мониторинг индивидуальных

                                                                                  достижений

 Мониторинг и оценка состояния и развития региональной и муниципальных образовательных систем

Рис. 3.2. Организационно-технологическая схема СОКО

 

- государственные структуры (в широком смысле интересы государства здесь понимаются в связи с его ответственностью за реализацию конституционных прав и гарантий, социальную стабильность и конкурентоспособность российского общества, эффективное управление образованием, в узком смысле интересы государства рассматриваются в связи с тем, что оно является крупнейшим работодателем);

- отдельные граждане, интересы которых часто представляет семья;

- бизнес-структуры, представляющие как отдельные предприятия, так и их различные объединения.

Система оценки качества образования Чувашской Республики представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающая основанную на единой концептуально-методологической базе оценку деятельности системы образования, образовательных организаций и образовательных достижений обучающихся, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты.

Цель системы оценки качества образования Чувашской Республики заключается в осуществлении оценки качества образования для формирования информационной основы принятия управленческих решений, обеспечивающих удовлетворения образовательных потребностей населения, поступательное движение системы образования, обеспечение социально-экономическое развитие республики.

Служба оценки качества образования Чувашской Республики призвана решать следующие задачи:

1. Разработка организационно-методического обеспечения лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации кадров, мониторинга и обра­зовательной статистики региональной системы образования, итоговой аттестации выпускников.

2. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников, специалистов системы образования в вопросах обеспечения лицензирования, аккредитации образовательных учреждений, аттестации кадров, мониторинга и образовательной статистики в системе образования, проведения итоговой аттестации выпускников.

3. Информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга республиканской системы образования.

4. Проектирование и содействие в реализации моделей управления образовательными системами; педагогических технологий, методик анализа и прогноза развития системы образования в республике.

5. Организация и проведение работ на базе экспериментальных площадок, направленных на апробацию учебно-методических комплексов для мониторинга образования.

6. Консультационная деятельность.

7. Экспертиза программ, проектов, рекомендаций и других документов и материалов по профилю работы.

Основные функции СОКО:

- организационно-методическое сопровождение оценочных процедур в образовании (лицензирование образовательной деятельности, аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических и руководящих кадров);

- организация итоговой аттестации обучающихся в рамках общего и профессионального образования;

- организация оценки результатов деятельности системы образования и условий осуществления образовательной деятельности;

- сбор, обобщение и представление отраслевой статистической отчетности в федеральные и республиканские органы исполнительной власти;

- организация работ по экспертизе, диагностике, оценке и прогнозу основных тенденций развития системы образования;

- обеспечение руководителей и специалистов системы управления образованием разных уровней аналитической информацией и вариантами управленческих решений;

- обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, работодатели, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о состоянии и развитии системы образования региона и муниципалитетов, а также отдельных образовательных учреждений, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей;

- участие в подготовке нормативно-правовой документации и норм образовательной деятельности в соответствии с государственными стандартами и нормативами.

Предполагается несколько источников финансирования, которые обеспечат реализацию программы оценки качества образования в регионе:

- бюджет, поскольку речь идет о реализации функции государственной оценки качества образования, при этом основу финансирования составляет программа оценки качества образования в регионе на текущий год. Таким образом, финансируется не структура, а программа ее деятельности. Основой для формирования бюджета становится расчет трудозатрат на реализуемые действия, устанавливаемые учредителем;

- внебюджетные поступления за счет средств клиента. Проведение внеплановых (оперативных) контрольных выходов по ряду процедур, жалобам, заявлениям и т.п. имеет смысл компенсировать за счет средств клиента на основе устанавливаемых ведомством нормативов, компенсации требует и специальный разворот анализа данных, необходимый клиенту;

- целевые программы, реализуемые по инициативе республиканских и муниципальных органов управления образованием, федеральных служб, в том числе и исследовательские проекты разного рода как муниципального и регионального, так и федерального уровней, которые реализуются за счет целевых вложений;

- целевые федеральные средства на реализацию функций инварианта.

Вопрос об источниках финансирования является ключевым, поскольку степень свободы, допускаемая учредителем, позволяет сделать вывод о способности службы объективно оценивать результаты деятельности системы: чем выше степень финансовой свободы, тем выше уровень объективности оценки и наоборот.

Информационный портал службы оценки качества обеспечивает открытость системы оценки и доступность к информации разным группам пользователей. Размещение портала предполагается на сервере ГУ «ЧР ЦНОТ», где будет собираться вся информация о состоянии системы образования Чувашской Республики, о социально-экономических условиях региона, данные специальных оценочных процедур. Формат собираемой информации определяется запросами пользователей и утвержденным комплексом индикаторов состояния системы.

Программная среда поддерживает единую базу данных информации о системе образования республики, хранящуюся на сервере Регионального Центра мониторинга и статистики. Ведомственные учреждения и организации связаны с ГУ «ЧР ЦНОТ» через «окно пользователя», в которое они вносят данные в республиканскую базу данных и получают доступ к обобщенной информации. Среди поставщиков информации можно выделить государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, учреждения сопровождения, учреждения профессионального образования всех форм собственности, коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность или ее сопровождение.

Первичная информация собирается на уровне образовательного учреждения. В системе действует принцип «одного окна», суть которого сводится к тому, что каждое учреждение через свое окно вносит информацию по строго определенным формам в поля, доступ к которым в режиме редактирования имеют только официальные представители данного учреждения. Таким образом, за достоверность информации отвечает единственный ее источник. При обратной связи ГУ «ЧР ЦНОТ» также выступает в роли единого окна для всех пользователей, имеющих доступ к данным в режиме просмотра к категориям данных, отструктурированных под определенные группы пользователей. Информация из единой базы данных поставляется ГУ «ЧР ЦНОТ» на федеральный уровень, при этом Центр выступает в роли единственного окна.

Пользователями системы мониторинга и статистики образования являются органы управления системой образования Чувашской Республики, образовательные учреждения всех ступеней и форм, учреждения и организации сопровождения образовательного процесса, потребители информации вне системы образования и неструктурированные пользователи.

Каждая группа получает информацию от ГУ «ЧР ЦНОТ» на бумажных или электронных носителях. Структура, формат собираемых данных и используемые показатели специально разработаны и закреплены. Это инвариантная часть, включающая статистическую и мониторинговую информацию. Результаты нерегулярных мониторинговых и пр. исследований оформляются в виде аналитических записок, брошюр и др. Это вариативная часть информации о системе образования. Программа сбора вариативной части информации утверждается службой на год. Для оперативного доступа пользователей к информации в обобщенном виде информация размещается на портале, предусматривается также ограниченный доступ через «окно просмотра», параметры которого зависят от группы пользователей.

Ключевым моментом, определяющим эффективность деятельности в информационном обеспечении принятия управленческих решений, является качество анализа собираемой информации. Для анализа и интерпретации собранной информации должна функционировать экспертно-аналитическая группа, работа которой осуществляется по трем приоритетным направлениям: во-первых, регулярное представление аналитики о состоянии системы образования; во-вторых, мониторинг принятых управленческих решений и ведущихся в республике проектов, включающий разработку показателей под конкретное преобразование и внесение коррекции в процедуру сбора информации, в-третьих, подготовка вариантов оптимальных управленческих решений по новым пилотным проектам (проектирование, моделирование).

Предполагается создание АНО, позволяющей объединять экспертов в области образования (группа экспертов формируется под задачу и будет иметь переменный состав). Это, во-первых, позволит отделить сбор и представление информации от практики его анализа, оставить первую часть на государственном и ведомственном поле, а анализ информации передать общественной экспертно-аналитической группе, имеющей статус самостоятельного юридического лица и негосударственную форму собственности. Во-вторых, усилит преимущества интегрированной государственно-общественной системы и поможет преодолеть риски, свойственные каждой модели в отдельности.

 Таким образом, информационное обеспечение принятия управленческих решений базируется на двух противоположных потоках информации: ГУ «ЧР ЦНОТ» обеспечивает под контролем Министерства образования и молодежной политики и Службы по надзору и контролю в сфере образования Чувашской Республики сбор информации, которая анализируется группой экспертов, формируемой каждый раз под задачу и имеющиеся ресурсы. Подготовленная и отструктурированная информация затем доводится ГУ «ЧР ЦНОТ» до каждой группы потребителей по принципу «одного окна».

СОКО Чувашии включает в себя пять основных подсистем, становление и развитие которых представлено ниже в плане-графике проектных мероприятий (рис. 3.3).

Основные проектные задачи в рамках этих подсистем распределены следующим образом:

1. Модернизация системы мониторинга, оценки состояния и развития региональной и муниципальных образовательных систем

В этом направлении в республике уже сделаны крупные шаги по формированию республиканской системы мониторинга и статистики, разработке комплекса индикаторов, проведена апробация адресного информационного обеспечения принятия решений разных уровней управления. Нерешёнными остаются проблемы разработки программной среды и создания единого портала, а также переход из экспериментального в штатный режим использования имеющихся наработок.

Проектные задачи:

- разработка, апробация и внедрение общего регламента комплексной оценки состояния и развития образовательных систем (в том числе эффективность системы управления) в контексте приоритетов образовательной политики на основе свода данных различных процедур оценки качества образования;

- закрепление зон ответственности за показатели качества образования за региональным, муниципальным и школьным уровнями управления;

- создание единого информационного портала о СОКО с обязанностью представления данных всех мониторинговых и целевых исследований, а также нерегулярных запросов, проводимых в системе образования Чувашской Республики;

Информационный портал

Службы оценки качества образования

Кадастр образовательных учреждений Чувашии: условия осуществления образовательного процесса и результаты

 

Оперативная информация о лицензировании и аккредитации образовательных учреждений

Аналитический отчёт о квалификации педагогических кадров

Аналитический отчёт о результатах итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов

Информация о характере образовательных и трудовых траекторий выпускников школ республики, особенностях рынка услуг профессионального образования

Ежегодный доклад о состоянии и развитии системы образования Чувашской Республики

Свободный

 доступ

Регламентированный доступ

Индивидуальные результаты итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов

Информация о результатах ЕГЭ по учителю, образовательному учреждению, муниципалитету

Банк данных

«БУДУЩЕЕ ЧУВАШИИ»

Информация о состоянии и развитии образовательного учреждения, муниципалитета, территориальных образовательных систем – значение индикаторов, рассчитанное на основе статданных и дополнительного обследования и соцопросов

Публикации о системе образования, форум

Информация о характере публикаций, перечне поднимаемых вопросов, возможных решениях проблем и принятия предложений

Данные специальных исследований

Информация о результатах олимпиад, конкурсов, соревнований

Статсборник «Образование Чувашии»

Первичные данные всех оценочных процедур

Первичные данные оценочных процедур

Статистическая обработка, анализ, презентация

Аттестация учащихся

Аттестация педкадров – отраслевая система оценки профессиональной деятельности

 

Лицензирование и аккредитация ОУ

Мониторинг и оценка состояния и развития региональной и муниципальных образовательных систем

Мониторинг индивидуальных достижений учащихся и индивидуальных образовательных траекторий выпускников школ

 

Целевые исследования

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

Рис. 3.3. Структура информационного портала СОКО

 

- мониторинг публикаций о системе образования Чувашской Республики в СМИ и обращений граждан в органы управления образования и образовательные учреждения. Подготовка аналитической записки о характере публикаций, перечне поднимаемых вопросов, возможностях решения проблем и принятия предложений;

- введение форм ежегодной публичной отчётности директоров школ, руководителей муниципального и республиканского уровней управления образования.

2.Отраслевая система оценки персонала и аттестации руководящих и педагогических работников

Традиционная практика аттестации педагогических и руководящих работников, сложившаяся на данном этапе в республиканской системе образования, несмотря на достаточную вариативность оценочных процедур, в целом не привела к качественным изменениям в оценке персонала в отрасли.

Анализ ситуации позволил выявить ключевые недостатки сложившейся практики:

- логика построения системы оценки педагогических и руководящих работников не соответствует принципам новой образовательной политики, существующая персонал–стратегия не соответствует новой кадровой политике в сфере оплаты труда педагогических и руководящих работников;

- на региональном уровне не разработана нормативно-правовая база, отражающая современные стандарты деятельности педагогических и руководящих работников системы образования (описание моделей рабочих мест, квалификационные карты, карты компетенций на уровне учреждений, технологические карты по проектированию должностных позиций и т.п.);

- не разработаны региональная модель и институциональные механизмы привлечения внутренних и внешних экспертов к оценке персонала, отсутствует система подготовки внутренних экспертов;

- доминируют методы оценки, ориентированные на выявление внешнего экспертного мнения, а не на самооценку аттестуемым результатов собственной деятельности и перспектив профессионального развития;

- аттестация, прежде всего, направлена на выявление соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям квалификации, а не на развитие профессионального и личностного потенциала аттестуемого.

Для кардинального изменения ситуации необходимо создание отраслевой системы оценки персонала и аттестации педагогических и руководящих работников, учитывающей переход на новую систему оплаты труда, что позволит обеспечить внедрение региональной системы оценки качества образования. Пересмотр порядка проведения аттестации педагогических и руководящих работников относится к компетенции Федерации, поэтому на региональном уровне планируется модернизация форм и процедур аттестации в рамках уже действующего порядка. Нами в приложении дан проект Вариативных форм и процедур проведения аттестации педагогических работников, в котором есть концептуальные изменения по процедуре.

 

 

 

Проектные задачи:

- разделение процедур аттестации педагогических и руководящих кадров, выделение блока обязательных оценочных процедур и экспертизы результатов деятельности;

- введение в процедуру аттестации педагогических кадров двух оценочных процедур: оценка предметной компетенции учителя (степень владения материалом преподаваемого предмета) и оценка общих компетенций (в том числе ИКТ);

- организация конкурса на проведение оценочных процедур (среди структур, имеющих сертификацию данной деятельности) с регламентацией участия представителей профессионального сообщества;

- проведение экспертизы результатов профессиональной деятельности;

- принятие решения об аттестации на соответствующую категорию аттестационной комиссией соответствующего уровня на основании результатов оценочных процедур и экспертизы профессиональной деятельности;

- обеспечение участия органов государственно-общественного управления в процедурах оценки и аттестации педагогических и руководящих работников.

3. Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений

Лицензирование образовательной деятельности в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования на территории Чувашской Республики осуществляет Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. Процедура лицензирования осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. № 796. В Чувашской Республике действует Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Лицензирование образовательной деятельности в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования», утвержденный приказом Минобразования Чувашии от 25 декабря 2006 г. № 994. В соответствии с указанным Административным регламентом определены сроки рассмотрения документов лицензиата, порядок консультирования, проведения лицензионной экспертизы и т.д., начиная с регистрации заявления и приема пакета документов и включая выдачу оригинала лицензии. Этим же регламентом определены должностные обязанности ответственного исполнителя, принявшего документы в работу, и республиканской экспертной комиссии Минобразования Чувашии.

Аттестация и аккредитация ОУ, функционирующих на территории Чувашской Республики, кроме образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, осуществляется Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики. Процедура аттестации и аккредитации осуществляется в соответствии с Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным Приказом Минобразования России от 22 мая 1998 г. № 1327.

Приказом Минобразования Чувашии от 29 декабря 2004 г. № 1107 утвержден «Временный порядок аттестации образовательных учреждений». На стадии утверждения находится Административный регламент по оказанию государственной услуги «Аккредитация образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и дополнительного образования детей» с учетом изменения законодательства.

Проектные задачи:

- включение процедуры аттестации образовательных учреждений в регламент аккредитации;

- оптимизация нормативно-правовой базы лицензирования и аккредитации образовательных учреждений. Использование результатов внешних оценочных процедур в аккредитации образовательных учреждений;

- включение в состав экспертных комиссий для лицензирования и аккредитации образовательных учреждений представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием.

4. Модернизация системы аттестации учащихся и мониторинг уровня обученности

Система аттестации учащихся призвана ликвидировать институциональные разрывы между ступенями обучения и согласовать требования к качеству образования на переходах.

Проектные задачи, которые будут решены в рамках проекта:

- введение в штатный режим единого государственного экзамена выпускников 11 класса. Анализ накопленного в рамках эксперимента опыта и отработка алгоритма использования результатов ЕГЭ в аналитических материалах и оценочной деятельности;

- апробация новой формы итоговой аттестации для выпускников 9 классов. Нормативно-правовое, организационно-технологическое и методическое сопровождение на уровне республики;

- апробация процедуры оценки общеучебных достижений учащихся.

5. Мониторинг индивидуальных достижений учащихся и индивидуальных образовательных траекторий выпускников школ

Одним из основных результатов работы системы образования является становление человеческой индивидуальности под внешним влиянием и внутренним саморазвитием. Каждый человек, получая образование, развивается по своему индивидуальному пути, и поэтому личные результаты одного человека всегда будут отличаться от результатов другого. Поэтому востребованной становится оценка спектра индивидуальных достижений личности. В рамках этой модели индивидуальные достижения каждого учащегося учитываются и накапливаться по принципу портфолио. Спектр достижений складывается не только из результатов официальных оценочных процедур, но и из успешности участия в различных конкурсах, спортивных соревнованиях, а также результатов оценки компьютерной грамотности, функциональной грамотности иностранных языков, предпрофессиональных и профессиональных компетенций (сертификаты, подтверждающие прохождение этих процедур, также вносятся в банк достижений). На определённом этапе выпускник получает портфолио-резюме, которое он может представить в конкурсную комиссию или работодателю.

Проектные задачи, которые будут решены в рамках проекта

- формирование единой республиканской базы данных об индивидуальных образовательных траекториях выпускников образовательных учреждений Чувашской Республики;

- разработка единого регламента аккумуляции на уровне образовательного учреждения данных об индивидуальных достижениях учащихся за время их обучения и стандартизация портфолио выпускника основной и полной средней школы;

- разработка и апробация процедуры оценки и сертификации неучебных достижений и компетенций учащихся;

- формирование на основе информации школьного портфолио и базы данных об индивидуальных образовательных траекториях банка лучших выпускников «Будущее Чувашии» и определение регламента его использования для адресного привлечения специалистов государственными предприятиями и бизнес-структурами.

 

Финансово-экономическое обоснование

 

Для финансового обеспечения реализации мероприятий по данному направлению предполагается использовать средства республиканского, муниципальных бюджетов и внебюджетные средства. Общая финансовая потребность на реализацию мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования на 2007 - 2009 годы составит 69,2 млн. руб. Указанные средства предусмотрены в республиканских и муниципальных целевых программах, утвержденных Кабинетом Министров Чувашской Республики и органами местного самоуправления, в различных проектах. Также будут привлечены внебюджетные средства.

 


 
Таблица 3.3

Предполагаемые объемы и источники финансирования

 

п/п

Наименование мероприятия

Сумма, млн. руб.

Источник финансирования, млн. руб.

республиканский бюджет

 

муниципальный бюджет

внебюджетные источники

1. Создание службы по надзору в сфере образования

1

1.1. Организация деятельности специального уполномоченного органа исполнительной власти «Служба по надзору и контролю в сфере образования Чувашской Республики»

-

Сумма будет обозначена после определения объема субвенций из федерального бюджета, выделяемых Чувашии на осуществление переданных полномочий

-

-

2. Мониторинг, оценка состояния и развития республиканских и муниципальных систем

1

2.1. Реализация мероприятий республиканских и муниципальных целевых программ по вопросу «Развитие региональной системы оценки качества образования»

17,6

15,0

2,6

-

2

2.2. Организация работ по сбору и актуализации статистической информации о республиканской системе образования

1,5

1,5

-

-

3

2.3. Введение кадастра образовательных учреждений Чувашии

0,3

0,3

-

-

4

2.4. Подготовка и издание аналитических материалов о развитии системы образования Чувашии

1,5

0,9

0,3

0,3

3. Аттестация педагогических кадров

1

3.1. Организация аттестации педагогических и руководящих работников по новой форме

1,0

1,0

-

-

2

3.2. Организация и проведение оценочных процедур

0,8

0,3

0,3

0,2

3

3.3. Проведение аудита кадровых процессов и мониторинговых исследований по оценке квалификации педагогов

0,4

0,2

0,1

0,1

4. Лицензирование, аккредитация образовательных учреждений

1

4.1. Лицензирование ОУ

2,7

0,2

2,0

0,5

2

4.2. Аккредитация ОУ

5,6

0,3

4,2

1,1

5. Аттестация учащихся

1

5.1. Организация ЕГЭ в 11 классах

31,0

15,0

16,0

-

2

5.2. Организация итоговой аттестации выпускников 9 классов по новой форме

4,8

1,8

3,0

-

3

5.3. Реализация республиканского проекта «Оценка качества образования выпускников начальной школы»

1,0

0,4

0,6

-

6. Мониторинг индивидуальных достижений учащихся

1

6.1. Актуализация единого республиканского банка данных об индивидуальных образовательных траекториях выпускников школ

0,3

0,3

 

-

2

6.2. Разработка и реализация проекта по внедрению новых способов исчисления образовательного рейтинга учащихся

0,2

0,1

0,1

-

3

6.3. Организация и проведение процедур по оценке неучебных достижений и компетенций школьников

0,3

0,2

0,1

-

4

6.4. Ведение банка данных лучших выпускников школ «Будущее Чувашии»

0,2

0,1

0,1

-

 

ИТОГО

69,2

37,6

29,4

2,2

           

Таблица 3.4

Аннотированный перечень нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов

 

Наименование документа

Краткое содержание документа

(аннотация)

Сроки

разработки

введения

в действие

Нормативные правовые акты

Внесение изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики «Об образовании»

 

Установление полномочий республики в осуществлении контроля качества образования, надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования

I квартал

2007 г.

1 января

2008 г.

Указ Президента Чувашской Республики «О создании органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего функции контроля качества образования, надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования»

Создание нового органа исполнительной власти республики, осуществляющего функции контроля качества образования надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования»

IV квартал

2007 г.

 

1 января

2008 г.

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики «О Положении органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющем функции контроля качества образования, надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования»

Установление функций вновь созданного органа государственной власти, регистрация нового органа

I квартал

2008 г.

1 квартал

2008 г.

Приказы руководителя созданного органа исполнительной власти Чувашской Республики «О структуре органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего функции контроля качества образования, надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования»

Установление структуры аппарата, штатного расписания, утверждение положений о структурных подразделениях и должностных регламентов государственных гражданских служащих, внутреннего распорядка органа и др.

I квартал

2008 г.

I квартал

2008 г.

Соглашение между Кабинетом Министров Чувашской Республики и Минобрнауки России

Определение объема субвенций из федерального бюджета, необходимых для осуществления переданных Российской Федерацией полномочий об образовании и др.

I квартал

2008 г.

I квартал

2008 г.

Приказ руководителя органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего функции контроля качества образования, надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования

Установление порядка аттестации педагогических и руководящих работников образования

I квартал

2008 г.

I квартал

2008 г.

Приказ руководителя органа исполнительной власти ЧР «О вариативных формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных ОУ Чувашской Республики»

Установление вариативных форм и процедур аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных ОУ Чувашской Республики

I квартал

2008 г.

I квартал

2008 г.

Инструктивно-методические документы

Методические рекомендации органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего функции контроля качества образования, надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования

 

 

Инструктивные материалы по организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов ОУ. Методические рекомендации по проведению лицензионной и аккредитационной экспертизы ОУ различных типов и видов, осуществлению контроля и надзора в области образования.

I полугодие 2008 г.

I полугодие

2008 г.

Таблица 3.5

План-график реализации программы создания СОКО Чувашской Республики

 

Мероприятие

Сроки

реализации

Дальнейшее использование результатов

Формирование нормативно-правовой базы СОКО Чувашской Республики

январь - сентябрь 2007 г.

Регламентация оценочной деятельности и надзорно-контрольной функции

Определение перечня отслеживаемых тенденций и закрепление зон ответственности за показатели качества образования за региональным, муниципальным и школьным уровнями управления

апрель

2007 г.

Появляется содержательная основа для мониторинга и основа для принятия управленческих решения на основе полученных данных

Создание единого информационного портала о СОКО с обязанностью представления данных всех мониторинговых и целевых исследований, также нерегулярных запросов, проводимых в системе образования Чувашской Республики. Поддержка, сопровождение и развитие портала. Формирование службы сопровождения информационного портала СОКО в составе ГУ «ЧР ЦНОТ»

декабрь

2007 г.

Условия создания и поддержки информационного портала. Реализация принципа «одного окна» в системе образования, формирование единой отраслевой база данных, упорядочение информационных потоков

Разработка и принятие программы информационно-аналитического обеспечения системы образования Чувашской Республики на год, включающую комплекс мониторинговых исследований и процедур оценки качества образования

октябрь

2007 г.

Переход работы службы ОКО на систему государственного заказа по информационно-аналитическому обеспечению управления. Финансирование не структуры, а функции

Принятие положения о публичном докладе директора школы, руководителя муниципальной и региональной систем образования

август

2007 г.

Закрепление структуры, сроков и порядка представления форм публичной отчётности

Организационно-технологическое и методическое сопровождение введения публичной отчётности в практику управления на всех уровнях

в течение реализации проекта

Внедрение практики программно-целевого управления на всех уровнях, обеспечение открытости и общественного участия в управлении

Мониторинг публикаций о системе образования Чувашской Республики в СМИ и обращений граждан в органы управления образования и образовательные учреждения. Подготовка аналитической записки о характере публикаций, перечне поднимаемых вопросов, возможностях решения проблем и принятия предложений

ежегодно с 2008 г.

Внимание к внешним требованиям, появление переговорной площадки разных групп пользователей

Разработка и реализация комплекса исследовательских проектов по изучению развития республиканской системы образования

в течение реализации проекта

Дополнение данных статистики по приоритетным направлениям развития системы.

Разработка Концепции региональной кадровой политики в системе образования. Формирование персонал-стратегии системы образования с учетом результатов проведенного аудита кадровых процессов

январь

2007 г.

Обновление принципов кадровой политики и проектирование кадровых процессов в соответствии с новой системой оплаты труда педагогических и руководящих работников

Разработка и утверждение Положения об оценке персонала и аттестации педагогических и руководящих работников на основе новой системы оплаты труда

январь

2007 г.

Внедрение новой системы оценки и развития персонала и аттестации педагогических и руководящих работников в системе образования, учитывающей переход на новую систему оплаты труда

Разработка критериев эффективности деятельности педагогических и руководящих работников образовательных учреждений разного типа и вида

2007 –
2008 гг.

 

Организация и проведение регулярных оценочных процедур для персонала и аттестации педагогических и руководящих работников. Разработка и внедрение методики самооценки

в течение реализации проекта

Создание АНКО «Центр оценки и развития персонала в системе образования» формирование должностной позиции «менеджер по персоналу» (HR-менеджер)

2008 г.

Появление центра инфраструктуры системы развития персонала в отрасли

Размещение на республиканском образовательном портале банка лучших управленческих и образовательных практик педагогических и руководящих работников, принимающих участие в оценочных процедурах и аттестации

в течение всего периода реализации

Распространение опыта лучших управленческих и образовательных практик педагогических и руководящих работников

Содействие формированию института внешних экспертов (управляющие и попечительские советы, ассоциации педагогов и руководителей и т.д.) и обеспечение их участия в процедурах оценки персонала и аттестации педагогических и руководящих работников

2007 –
2010 гг.
 

Обеспечение участия органов государственно-общественного управления в процедурах оценки и аттестации педагогических и руководящих работников

Проведение мониторинга внедрения новой системы оценки и аттестации персонала в отрасли

2007 –

2010 гг.

Мониторинг результативности эффективности проводимых мероприятий

Включение в состав экспертных комиссий для лицензирования и аккредитации общеобразовательных учреждений представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием

январь

2007 г.

Обеспечение участия органов государственно-общественного управления в процедурах оценки и аттестации образовательной деятельности

Формирование нормативно-правовой базы обновлённой процедуры лицензирования и аккредитации общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования

2008 г.

Регламентация процедуры лицензирования и аккредитации ОУ и учреждений дополнительного образования. Расширение принципа «ответственности перед законом»

Разработка и апробация технологии оценки надпредметных навыков и компетенций (по аналогии с международными исследованиями PISA, TIMSS)

2008 г.

Закрепление приоритетов компетентностного подхода над знаниевым. Возможность оценки компетентностно-ориентированных критериев образовательных результатов

Организация итоговой аттестации выпускников и вступительных испытаний для поступления в учреждения среднего и высшего профессионального образования в форме ЕГЭ

ежегодно

Введение ЕГЭ в штатный режим

Организация итоговой аттестации выпускников основной школы. Создание республиканских экспериментальных площадок по апробации новых форм государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы

2007 г.

Формирование единой системы аттестации учащихся. Регламентация перехода из основной школы в старшую профильную

Мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой аттестации) выпускников 9, 11 классов

ежегодно

Формирование дополнительного блока информации о результатах деятельности образовательных учреждений

Актуализация единого республиканского банка данных об индивидуальных образовательных траекториях выпускников образовательных учреждений Чувашской Республики.

ежегодно

Формирование дополнительного блока информации о результатах деятельности образовательных учреждений. Возможность анализа образовательных потребностей и соответствие их требованиям рынка труда

Разработка и утверждение реестра олимпиад, соревнований и конкурсов с обозначением их статуса для зачета в портфолио, при аттестации учителей, оценки результативности образовательных программ и образовательных организаций

апрель

2007 г.

Стандартизация портфолио и ранжирование республиканских олимпиад, конкурсов, соревнований

Разработка и реализация проекта по внедрению новых способов исчисления образовательного рейтинга учащихся (портфель достижений учащихся). Введение единого регламента аккумуляции на уровне ОУ данных об индивидуальных достижениях учащихся за время их обучения и стандартизация портфолио выпускника.

2008 г.

Регламентация системы накопления и использования портфолио

Организация тендера на разработку и апробацию процедуры внешней оценки и сертификации неучебных достижений и компетенций учащихся (функциональная грамотность иностранного языка, компьютерная грамотность, лидерские качества и коммуникативная компетентность). Сертификация новых оценочных процедур

2008 г.

Оценка непредметных индивидуальных достижений

Разработка структуры, программной среды банка данных лучших выпускников школ Чувашской Республики «Будущее Чувашии»

апрель

2008 г.

Формирование системы целевой поддержки и привлечения в республику специалистов из числа лучших выпускников республики. Обнаружение точек возможных инвестиций в кадровую политику республики со стороны государства и бизнеса


 

 


 

horizontal rule

[1] «Разработка технологической схемы функционирования системы мониторинга и статистики образования Чувашской Республики», Контракт № ERP/Ch/2.1.3.2/C/04., заказчик - НФПК, ЧРФО, исполнитель – Чувашский республиканский институт образования.

[2] «Проведение пилотной апробации и доработка инструментария государственного статистического наблюдения за системами общего и начального профессионального образования». Контракт №ERP/F2/C/58-04, заказчик - НФПК, исполнитель – ГУ-ВШЭ

[3] «Разработка индикаторов мониторинга системы образования Чувашской Республики» Контракт № ЕRP\CH2/1/3/7- c\04, заказчик - НФПК, ЧРФО, исполнитель – ГУ «ЧР ЦНОТ»

[4] Информационный доклад о состоянии системы образования Чувашской Республики в 2004/05 учебном году/ Составитель: С.А. Боченков, – Чебоксары, ГУ «Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий», 2005. – 90 с.

[5] «Разработка макетов для ежегодных докладов о состоянии и результатах деятельности системы образования на федеральном, региональном и суб-региональном уровнях и отчетов общеобразовательных учреждений», заказчик - НФПК, исполнитель - МАМСО