Комплексно-целевая программа

 

« ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ И КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ  И  ВОСПИТАНИЕ»

на

2007 -- 2010 г. г.

 

Структура программы

«Культурно – нравственное и патриотическое воспитание посредством Историко-краеведческого музея».

 

№№

Разделы программы

1.

Концептуальная часть

2.

Практическая часть

3.

Управленческая часть

4.

Прогноз результатов деятельности

 

 

 

          I.      Концептуальная часть.

 Обоснование и актуальность проблемы. Граждане России обязаны соблюдать Конституцию Р.Ф,

успешно выполнять гражданские обязанности в любое время на основе комплексного  подхода к воспитанию и развитию.

          Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания школьников, содержит систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обновление его содержания в современных условиях, основных направлений в этой деятельности в этой деятельности органов государственной власти, органов исполнительной власти города, педагогического коллектива школы, общественных объединений.

          Она ориентирована на участие в процессе воспитания школьников морально здоровых слоёв населения России. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание учащихся в соответствии с Федеральным Законом «О воинской обязанности к военной службе».

          Актуальность разработки программы подтверждается событиями последнего времени, а это:

1)     экономическая дезинтеграция;

2)     социальная дифференциация общества;

3)     девальвация духовных ценностей.

Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние  на общественное сознание большинства и возрастных групп населения города, страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма

Стала заметней  утрата нашим обществом патриотического и нравственно-эстетического сознания.

Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получило широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, социальным институтам.

Появилась устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы

В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

.

Система нравственного и патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе; массовую патриотическую работу, организуемую не только школой, но и общественными движениями и организациями, деятельность средств массовой информации и т.п.

Гарантом организации и функционирования системы, основным институтом, обеспечивающим работу, является государство.

Создание системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодёжных и других общественных и религиозных организаций, творческих союзов.

1.     Основные идеи, цели, задачи программы.

         Основная идея программы патриотического и нравственного воспитания и обучения школьников заключается в формировании готовности их служения Отечеству с учётом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего общества.

          Целью программы является развитие системы патриотического воспитания и обучения школьников, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов РФ.

          Для достижения цели решаются следующие задачи:

1)     создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование всех систем воспитания.

2)     формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, роли Чувашии в судьбах России, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой город, свою школу.

3)     воспитание личности гражданина-патриота России, способного встать на защиту интересов страны, города.

4)     формирование комплекса нормативного, правового и

5)          организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач.

Реализация программы будет осуществляться в течение 2007 – 2010годов в два этапа:

1-й – 2007 – 2008 г.

2-й – 2008 – 2010 г.

На первом этапе предусматривается:

ü     проработка организационных основ реализации программ.

ü     разработка классными руководителями, учителями-предметниками подпрограмм, планов;

ü     проведение классных и школьных мероприятий, а также активное участие в районных мероприятиях патриотической направленности.

На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий.

2.     Предполагаемые результаты.

ü     внедрение передовых форм и методов воспитания;

ü     сохранение и развитие учащимися чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе;

ü     активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения;

ü     формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;

ü     активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;

ü     расширения участия школьников в военно-прикладных и технических видах спорта;

ü     воспитание у школьников уважения к трудовому и боевому подвигу отцов;

 

ü     формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;

ü     привлечение широкой общественности к участию в работе по нравственно- патриотическому воспитанию школьников;

ü     расширение и совершенствование информационной базы пропаганды  воспитания в школе;

ü     повышение роли и авторитета поисковых ученических объединений в школе;

ü     активизация творческого потенциала педагогов в деле нравственного воспитания.

      II.      Практическая часть.

№ п/п

 

 

 

 

 

Мероприятия

 

 

 

 

 

Исполнитель

Срок исполнения

Ожидаемый результат

1.

2.

3.

4.

5.

1. Создание нормативной правовой базы нравственно- патриотического воспитания школьников

1

Школьный Музей Боевой и Трудовой  славы:

 

 

 

1.1

 

 

 

1.2.

 

 

 

 

 

1.3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовить и провести аттестацию школьного Историко-краеведческого музея  .

 

 

Разработать  план использования композиций школьного музея Боевой и Трудовой славы для увековечения памяти воинов-земляков.

 

 

 

Разработать блок уроков, связанных с использованием музея

Зам. дирек.

по ВР,

совет музея, ст. вожатый

Зам. дирек.

по ВР,

Совет музея, учителя истории

 

 

 

 

 

 

 

2007-

2010г.г.

 

 

 

2007

2008

г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

Повышение роли музея в сохранении и развитии чувства гордости за свою страну, малую родину, школу, осознание необходимости увековечения памяти российских воинов и знаменательных событий военной истории Отечества.

 

2.

Принять участие в районном конкурсе программ по гражданскому воспитанию в современных условиях

 военкомат,

зам. директ.

по ВР

2007

2008

г.г.

Создание условий для активизации методической работы по проблемам  воспитания.

3.

На основе Положения о военно-спортивной игре «Зарница» разработать план подготовки старшеклассников к участию в окружной военно-спортивной игре «Зарница».

Управл обр. педагог-

организатор ОБЖ, зам. дир. по ВР

Еже

год

но

Совершенствование организации подготовки и проведения военно-спортивной игры «Зарница».

4.

На основе Всероссийского сборника нормативно-правовых актов по вопросам патриотического воспитания внести изменения или дополнения в нормативно-правовую базу школы (устав, локальные акты и т.д.).

 

зам. директ. по ВР

2007

2008

г.г.

Обеспечение условий для внедрения нормативно-правовых актов в практику патриотического воспитания.

2. Совершенствование деятельности педагогического и ученического коллективов школы в области нравственного воспитания школьников посредством Музея

1.

На основе концепции патриотического воспитания граждан РФ разработать формы и методы работы с учащимися по вопросам патриотического воспитания школьников.

Педагогич. совет,

зам. директ. по ВР

2007

2008

г.г.

Создание организационной методологической основы патриотического воспитания.

2.

В план работы Совета школы, попечительского совета, педагогического совета школы вносить вопросы оценки и прогноза состояния нравствености  учащихся в школе и  обществе

Совет школы,

попечит. совет, педагогич.

совет

2007-

2010

г.г.

Мониторинг процессов  воспитания на уровне школы.

3.

Совершенствование системы по патриотическому воспитанию учащихся, готовности их к достойному служению Отечеству на основе региональной программы.

Совет школы, педагогич.

совет

2007

2010

г.г.

Совершенствование системы  воспитания.

4.

Обобщение и распространение накопленного опыта организации нравственного воспитания в школе.

Директор,

зам. директ.

педагогич.

совет,

городской

семинар

 

2005

г.

Распространение опыта  воспитания.

5.

Внесение изменений в программу курса ОБЖ.

Директор,

зам. дир. по УВР -организатор ОБЖ

2007

2010

г.г.

Внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания.

6.

Осуществлять качественную реализацию комплексной программы физической культуры.

Директор,

учителя физической культуры,

учителя нач.классов

2007

2010

г.г.

Внедрение передовых форм и методов  воспитания.

7.

Отслеживание результатов обучения и воспитания (анкетирование, итоговая аттестация, олимпиады и т.д.).

Зам. дирек.,

педагогич.

совет

2007

2010

г.г.

Внедрение передовых технологий, корректировка планов работы.

8.

Организация и проведение периодической учёбы классных руководителей по проблеме «Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития».

Зам. дирек.

по ВР,

учителя

2007

2010

г.г.

Повышение квалификации педагогических работников.

9.

Проведение семинаров-совещаний учителями-предметниками, реализующими программы эстетической направленности.

Зам. дирек. по ВР, учителя

2007

2010

г.г.

Повышение квалификации пед. работников, расширение возможностей системы образования.

10.

Проведение заседаний ШМО (краеведение, история, обществознание, экономика, экология, ОБЖ, физическая культура) по реализации программ нравственной направленности.

Заместит. директора по УВР, учителя

2007

2010

г.г.

Методические разработки по организации  воспитания.

11.

Используя новые компьютерные технологии, организовать учёбу классных руководителей по патриотическому воспитанию учащихся.

Зам. дир. по ВР, пед.- орг. вн.р-ты

педагог-орг.ОБЖ

2007

2010

г.г.

Распространение передового опыта, совершенствование подготовки кадров.

12.

Разработка предложений об учреждении ежегодных переходных вымпелов классам, почётных грамот учащимся «За активное участие ».

Педагогич. совет, совет старшекл.

2007

2010

г.г.

Активизация детского коллектива.

13.

Систематические встречи учащихся с воинами- афганцами, чеченцами с целью: а) проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта; б) знакомство с организацией службы и быта военнослужащих.

 

ОБЖ, учителя, военослу

жащие

2007

2010

г.г.

 

Подготовка к службе в рядах ВС РФ.

3. Система мер педагогического и ученического коллективов по совершенствованию процесса  воспитания школьников посредством Музея.

1.

Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвящённых Победы в Великой Отечественной войне; 35-летию школьного музея Боевой  и Трудовой славы.

Совет школы, попечитель

совет, совет старшеклассников.

2005 - 2010

 

Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти российских воинов, событий истории Отечества.

2.

Активное участие в районных конкурсах, фестивалях патриотической песни.

Зам дирек. по ВР, ст.вожатый

2007-

2010

г.г.

Вовлечение в работу по патриотическому воспитанию.

3.

Проведение смотра «Строя и песни» (ежегодно 23 февраля).

Зам. дир.по ВР,ст.вожатый

2007-

2010

г.г.

Вовлечение в работу по патриотическому воспитанию учащихся.

4.

Проведение на базе школы творческих встреч «От всей души» с ветеранами войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов (к 9 Мая ежегодно).

Зам. директ по ВР, пед-орг. ОБЖ, кл. руковод, учащиеся, ветераны войны и труда

2007-

2010

г.г.

Активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения.

5.

Проведение школьного фестиваля «Погуляем по карте»

Классные руководители, учащиеся

2007

Восстановление средствами культуры и искусства традиций братских народов

6.

Заседание клуба книголюбов по теме « Родина- мать наша!»

совет библилтеки

2007

2008

г.г.

Активизация работы по патриотическому воспитанию.

7.

Организация и проведение праздника «Кириллица», посвящённого Дню славянской письменности и культуры.

Зам. директ по ВР, по УВР; класс. рук.1-4 кл.

2007-

2008

2009г

Повышение роли русского языка в консолидации народов.

8.

Подготовка и участие в городских и районных конкурсах и смотрах, военно-спортивных играх и соревнованиях на местности (на лучший музей Боевой и трудовой славы; лучшую учебно-исследовательскую работу юных историков, краеведов и др.).

Зам. директ по УВР, пед-организ ОБЖ, совет старшеклас. учащиеся

2005-

2010

г.г.

Формирование у школьников готовности к вооружённой защите Отечества.

9.

Участие в соревнованиях среди молодёжи допризывного возраста.

Зам. директ по ВР, пед-орг. ОБЖ

Еже

годно

Развитие движения новых патриотов.

10.

Выполнение поисковых заданий по теме Дороги Родины-дороги истории.

Зам. директ по ВР, кл. рук, совет музея, уч-ся

2007

2010

г.г.

Сохранение чувства гордости за свою школу, город.

11.

Учреждение приза им. Героя Социалистического Труда Кузьмина ИТ. для награждения классных коллективов за активное участие в жизни школы, связанной с патриотическим воспитанием школьников.

Педагогич. совет, совет школы, кл. рук., уч-ся

Еже

годно

Воспитание гордости за свой коллектив

12.

 Уход за памятниками погибшим воинам- освободителям; обустройство территории.

Администр, педагогич. коллектив, учащиеся

2007-

2010

г.г.

Увековечение памяти учителей-воинов.

13.

Организация и проведение «Уроков мужества» с привлечением ветеранов армии, флота.

Зам. директ уч-предмет. кл. руковод.

207-

2010

г.г.

Воспитание молодёжи в духе боевых традиций старших поколений.

14.

Организация и проведение встреч  с народными умельцами в целях культивирования навыков ремесла в деревне

Зам. директ по ВР, пед-орг.ОБЖ, классн. рук.

2007

2010

г.г.

Воспитание молодёжи в духе вековых традиций старших поколений.

4. Воздействие педагогического коллектива на пропаганду нравственного образа жизни в средствах массовой информации

1.

Разработка и оформление новых композиций школьного музея

Зам. директ по ВР, совет музея, учителя, учащиеся

2007-

2010

г.г.

Увековечение событий  истории и культуры

2.

Издание серии статей патриотической направленности «Отчизны верные сыны».

Родит. общ, педагогич. коллектив, учащиеся

2007-

2010

г.г.

Увековечение памяти погибших воинов.

3.

Организация выпуска хроники мульти-медиа фильма «Новости Музея» или «Гости Музея»

Компьютерный класс

2007 -07г

Создание информационной базы.

4.

Создание видеофильмов с тематикой патриотического воспитания (походы, конкурсы, вечера и т. п.).

, попечит. совет, учителя, учащиеся

2008

2010

г.г.

Создание информационной базы в целях пропаганды патриотического воспитания.

5. Координация деятельности школьного коллектива с общественными объединениями и организациями в целях патриотического воспитания учащихся

1.

Подготовка и проведение следующих мероприятий: а) совместное заседание Совета ветеранов и Совета музея,  б) совместное перспективное планирование работы советов.

Совет ветеранов, совет музея,   учащиеся

2007-

2010

г.г.

Совершенствование деятельности общественных объединений в интересах  воспитания учащихся.

2.

Подготовка и издание информационного бюллетеня о деятельности и опыте работы школьного музея Боевой и Трудовой  славы в области патриотического воспитания.

Зам. директ по ВР, совет музея, уч-ся

2007г

Создание информационной базы.

3.

Организация традиционных встреч ветеранов с учащимися, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне.

Зам. директ по ВР, совет ветеранов, педагогич. совет, уч-ся

2007-

2010

г.г.

Передача молодёжи боевых традиций.

4.

Проведение поисковой работы

Зам. директ по ВР, клуб краеведов, учителя, учащиеся

2008-

2010

г.г.

Повышение роли авторитета поисковых объединений.

6. Формирование методических основ нравственного и патриотического воспитания школьников с использованием Музея

1.

Проведение расширенного педсовета на тему «Уровень реализации программы  воспитания учащихся».

Администр. педагогич. коллектив, ШМО

2007-

2010

г.г. по плану рабо

ты

Решение проблем нравственного воспитания учащихся.

2.

Проведение совещаний при директоре по темам» Уровень реализации новой региональной программы курса ОБЖ», «Об итогах выполнения комплексной программы по физической культуре».

Администр. педагогич. коллектив, ШМО

2007-

2010

г.г. -по плану

Оценка эффективности мер по сохранению здоровья учащихся.

3.

Проведение социологических исследований по вопросам  воспитания.

Зам. директ по ВР, учащиеся

2007-

2010

г.г.

Выявление особенностей формирования нравственных чувств и сознания у учащихся.

4.

Подготовка и проведение расширенного заседания Совета музея по теме «Школьный музей-центр  воспитания в школе»

Зам. директ по ВР, совет музея кл.рук уч-ся

2007г

Решение проблем патриотического воспитания учащихся.

5.

Подготовка и проведение семинара: «Проблемы  воспитания: опыт, перспективы, взаимодействие».

Зам. директ по ВР, кл. рук., уч-ся

2007

2009

г.г.

 Поиск проблем патриотического воспитания учащихся.

6.

Подготовка и проведение методического совета по теме «Использование потенциала школьного музея в воспитании и развитии личности».

Методиче

ский совет

2007г

Решение проблем патриотического воспитания учащихся.

7.

Подготовка и заключение договора с высшим учебным заведением гуманитарного профиля по программе «Школа-ВУЗ».

, управл. обр, администр.

2007-

2010

г.г.

Непрерывность профильного образования.

           

III.      Управленческая часть.

1. Задачи внутришкольного управления.

1.1 Создание системы управления, способной на основе формирования чувств и сознания, обеспечить решение задач воспитания личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. (Центр системы – школьный музей ).

1.2 Формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения (создание чётко выраженной системы уроков 1-1-3 ступеней школы).

1.3 Организация службы психолого-социальной диагностики.

1.4 Поддержка творческих инициатив и различных форм организаций в коллективе.

1.5 Гибкая организация учебно-воспитательного процесса через учебные предметы, интегрированные с военно-патриотической тематикой (интегрированные уроки, уроки творчества, защита проекта, исследовательские и творческие работы и т.д.).

1.6 Разработка и реализация авторских программ.

1.7 Создание условий, обеспечивающих возможность непрерывной и стабильной работы школы в период развития, при использовании внутренних и внешних консультаций

2. Управление процессом воспитания.

2.1 Считать, что воспитывающая деятельность школы - часть процесса развития системы патриотического воспитания.

2.2 Создать условия для развития у ребёнка нравственных качеств, и сознания, включая его разнообразную деятельность в систему отношений, способствующих воспитанию личности гражданина-патриота Родины, готового встать на защиту государственных интересов страны.

2.3 Осуществлять педагогическую поддержку при формировании нравственно-патриотических и культурных качеств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

2.4 Ориентировать школьника на общечеловеческие, вечные ценности; овладением знаниями о международном гуманитарном праве, переводом их в личные ценности каждого воспитанника.

2.5 Использовать следующие формы работы,  соединяющие обучение и воспитание:

2.5.1 Общественный смотр знаний.

2.5.2 Интегрированные уроки.

2.5.3 Исследовательские и творческие работы.

2.5.4 Уроки мужества с участием ветеранов армии и флота.

2.5.5 Путешествие в предмет.

2.5.6 Экскурсии, поездки, походы.

2.5.7 Защита проекта.

2.5.8 Военно-спортивные, спортивные игры: «Школа выживания», «Школа безопасности».

2.5.9 Спортивные соревнования на силу и выносливость.

2.5.10 Проведение профильных  практикумов с целью выявления интереса.

2.5.11 Проведение цикла мероприятий, призванных укреплять правовой иммунитет  .

2.5.12 Смотры-конкурсы на лучший класс по физической подготовке учащихся.

2.5.13 Создание цикла, видеофильмов, посвящённых Истории и культуре родного края:

-- «Города России»;

-- «Учителя – участники Великой Отечественной войны».

 

2.5.14 Уроки в школьном музее.

2.5.15 Исторический календарь, включающий основные вехи истории Отечества, Малой Родины.

2.5.16 Участие в конкурсе патриотической песни.

 

IV. Прогноз результатов деятельности.

          Вышеизложенная программа школы позволит сформировать нравственно-патриотическое сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувство гордости за свою страну.

          Воспитать учащихся, патриотов Родины, способных к дальнейшему развитию своих навыков и умений по защите государственных интересов страны.

          Возрастёт процент поступления выпускников в ВУЗы гуманитарного  профиля.

    Сократится число актов вандализма, правонарушителей.