главная сделать стартовой сделать стартовой главная гостевая написать письмо главная

   Дж. Пуччини "МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ"


  • опера
  • автор
  • либретто
  • певцы

  • О АВТОРЕ
    PUCCINI, Giacomo
    ПУЧЧИНИ, Джакомо

    1858-1924


    Родился в Италии, в г. Лукка в семье музыканта (его отец был органистом, дирижером). С раннего возраста обучался игре на органе. Позже пел в церковном хоре. Уже в детстве Джакомо начал работу органистом в церквах. В 1872-83 годах он обучается в Музыкальном институте им. Дж. Пачини (классы органа и фортепьяно) и в Миланской консерватории (теория музыки и композиция).

    По окончании консерватории пишет несколько опер, привлекших внимание, но так и не ставших репертуарными. Подлинную известность ему приносит опера "Манон Леско" (написана на сюжет популярного романа А.Прево "История кавалера Де Грие и Манон Леско"), проникнутую глубоким психологизмом и тонкой лирикой. Кстати, когда Пучини взялся писать свою оперу (над либретто потрудились в общей сложности пять человек, включая самого композитора), уже восемь лет с огромным успехом шла опера Жюля Массне "Манон", написанная по тому же источнику. Обе оперы сохраняют одинаковую популярность и поныне.

    После премьеры оперы в Турине в 1893 году Пуччини становится в ряд крупнейших оперных композиторов Италии. Следующие три оперы занимают центральное место в его творчестве: "Богема" (по роману Анри Мюрже "Сцены из жизни богемы"), "Тоска" (по драме В. Сарду "Флория Тоска") и "Мадам Баттерфляй" (в России известна под названием "Чио-Чио-сан", по драме Д. Беласко "Гейша").

    На премьере "Богемы" в 1896 году в Турине дирижировал молодой, но уже очень известный Артуро Тосканини. Тем не менее, опера была встречена публикой и критиками довольно равнодушно. Многочисленные претензии, отчасти справедливые, вызывала приземленность и "неоперность" сюжета. Однако в дальнейшем популярность оперы росла и в наше время она стала одной из наиболее часто исполняемых опер.

    Пьеса Сарду "Флория Тоска", написанная специально для великой актрисы Сары Бернар, пользовалась огромным успехом. Естественно, что она привлекала внимание как источник для либретто. Опера Пуччини, полная сильных эмоций и драматических эффектов, вот уже сто лет (премьера ее состоялась 14 января 1900 года) продолжает волновать людей. Это единственная опера Пуччини на историко-героическую тему, столь часто привлекавшую внимание его старшего соотечественника - Верди.

    Премьера "Мадам Баттерфляй", состоявшаяся в Милане 17 февраля 1904 года, с треском провалилась, в основном из-за драматургической рыхлости непомерно затянутых двух действий. За последующие месяцы композитор перерабатывает оперу в трехактную. Новое исполнение прошло под управлением Артуро Тосканини с большим успехом.

    Следующая опера - "Девушка с Запада", также по мотивам пьесы Дэвида Беласко, была впервые с триумфом исполнена в Нью-Йорке 10 декабря 1910 года. Возможно, этому способствовал в большой степени сюжет оперы, представляющий собой незатейливую мелодраму со счастливой развязкой на фоне калифорнийской "золотой лихорадки". Внутреннее противоречие между слабым либретто и гораздо более интересной музыкой Пуччини, который в ряде эпизодов использовал интонации и ритмы американской бытовой музыки, привело к тому, что эта опера не пользуется особой популярностью.

    После некоторой творческой паузы (за это время была написана лишь комическая опера "Ласточка", быстро сошедшая со сцены) в декабре 1918 года в Нью-Йорке состоялось исполнение "Триптиха", состоящего из трех одноактных опер ("Плащ", "Сестра Анжелика" и "Джанни Скикки"), весьма различаюшихся как по сюжету, так и по музыке. Из них наибольшей любовью пользуется последняя - комическая опера, действие которой происходит во Флоренции в 1299 году и основывается на реальных событиях, нашедших отражение в "Божественной комедии" Данте. Яркая живая музыка, элементы пародии, блестящий комизм - все это сближает "Джанни Скикки" с лучшими образцами классической итальянской оперы-буффа.

    Незаконченной осталась последняя опера Пуччини - "Турандот" (либретто по сказке Карло Гоцци). Заключительные сцены были дописаны по эскизам композитора его другом Франко Альфано. Первое ее исполнение состоялось в Милане 25 апреля 1926 года. В середине заключительного действия Артуро Тосканини прервал исполнение, обратившись к публике со словами: "Здесь перо выпало из рук композитора." Эта опера, вместившая в себе тонкий лиризм, героику и трагедийность, относится к числу высочайших его достижений Пуччини, отличаясь яркостью и богатством оркестровой палитры, и разнообразием творческих приемов.


    о фестивале :: программа :: участники :: партнеры :: фотоальбом :: публикации

    © 2002-2003 Минкультуры Чувашии
    Rambler's Top100