главная сделать стартовой сделать стартовой главная гостевая написать письмо главная

   




  • Александр Филиппович Ведерников
    Ефремова АЛЕКСАНДР ФИЛИПОВИЧ ВЕДЕРНИКОВ
    бас

    Народный артист СССР

    Народный артист СССР Александр Филиппович Ведерников - явление столь же исключительное в современном нашем искусстве (музыкальном, певческом, театральном, оперном), сколь и характерное для русской художественной тради-ции,- естественное, корневое, органическое, природой рожденное и природно-необходимое.

    В 1957 году А. Ф. Ведерников дебютировал на сцене Большого театра, а в 1958 стал солистом. Но свой путь оперного певца он начинал на прославленной сцене Ленинградского театра оперы и балета, куда был приглашен по окончании Мос-ковской консерватории в 1955 году (класс Р. Я. Альперт-Хасиной). 1956 год при-нес Александру Ведерникову международное признание - он удостоился первой премии на конкурсе вокалистов имени Р. Шумана в Берлине. В том же году Ве-дерников стал лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса на исполнение произведений советских композиторов. Так обозначилось еще одно - наряду с оперой - направление его творческой деятельности, точнее сказать, направление всей его творческой жизни: камерное пение, концертное исполнительство.

    В 1969 году за концертные программы 1967 - 1969 годов Ведерников был удо-стоен Государственной премии СССР.

    Начиная с 1954 года певец неоднократно гастролировал за рубежом - пел во Франции, Ираке, ГДР, Англии, Канаде, Швеции, Финляндии, Австрии, Ита-лии (здесь Ведерников участвовал в спектаклях Большого театра, здесь же, в Ми-ланском театре "Ла Скала", он стажировался в 1961 году).

    Народный артист СССР Александр Ведерников - один из уникальных ба-сов России, один из крупнейших современных наших художников-музыкантов.

    Но он еще и живописец: Ведерников с юности тяготеет к искусству изобрази-тельному, пишет картины в оригинальной, своей манере, и, не претендуя на профессиональное признание в художественной среде, давно обрел это призна-ние.

    Феномен Ведерникова - в полном внутреннем слиянии облика творческого и человеческого, личностного, в проистекающей отсюда цельности и мощи худо-жественных проявлений личности, многообразии этих проявлений; в глубоком артистизме, природной расположенности к точному наблюдению жизни, ее глу-бинному и образному осмыслению, чувствованию, актерскому перевоплощению; в многозначности собственной души.

    Прекрасный голос Ведерникова, присущий ему творческий дар, глубокая непоказная простота, полное погружение в музыку позволяют говорить о нем как о художнике, естественно продолжающем на сцене Большого театра традиции А. Пирогова, М. Михайлова, А. Кривчени, М. Рейзена, как о новаторском явлении в области музыкально-сценического исполнительства. Обращаясь к тому или иному произведению, к той или иной оперной партии, Ведерников будто задает-ся целью "нарисовать" портрет близкого ему композитора, пытается "увидеть" самый облик своего героя, воссоздать мир его души.

    А среди героев Ведерникова на оперной сцене - Иван Сусанин и Руслан в операх М. Глинки; Борис Годунов, Пимен, Варлаам, Досифей, Иван Хованский, Шакловитый - в операх М. Мусоргского; Галицкий и хан Кончак в "Князе Игоре" А. Бородина; Мельник в "Русалке" и Лепорелло в "Каменном roсте" А. Даргомыжского; князь Юрий в "Сказании о невидимом граде Китеже", Варяж-ский гость в "Садко", Собакин в "Царской невесте", Сальери в "Моцарте и Сальери", Мороз в "Снегурочке" Н. Римского-Корсакова; Даланд в "Летучем голландце" Р. Вагнера, Рамфис в "Аиде" и Филипп Второй в "Доне Карлосе" Дж. Верди; дон Базилио в "Севильском цирюльнике" Дж. Россини; Кутузов в "Войне и мире", Ткаченко в "Семене Котко" С. Прокофьева; Командир в "Неизвестном солдате" и старшина Васков в опере "Зори здесь тихие" К. Молчанова...

    15 октября 1959 года в Большом зале Московской консерватории Ведерников участвовал в первом исполнении "Патетической оратории" Г. Свиридова на сло-ва В. Маяковского, прозвучавшей тогда под управлением Н. Рахлина.

    Ведерников - Поэт в оратории Свиридова - историческая работа артиста много времени прошло с того памятного дня премьеры, но жизнь так и не вы-двинула другого исполнителя, который мог бы сравниться с Ведерниковым в воссоздании этого образа в классическом, как теперь стало ясно, произведении русской музыки.

    Творчество Свиридова - особая страница артистической и человеческой биографии Ведерникова. С музыкой этого композитора, с ним самим, с его мно-гообразной и интенсивной творческой деятельностью оказалась прочно связан-ной и, можно сказать, слитой вся жизнь артиста. Ведерников участвовал в ис-полнении вокальной поэмы Свиридова "Страна отцов" на стихи А. Исаакяна, "Петербургских песен" на стихи А. Блока, хорового концерта "Пушкинский ве-нок" ("Зорю бьют..."). Он создал эталоны интерпретации вокального цикла на стихи Р. Бернса, "Голоса из хора" на стихи А. Блока, многих песен и романсов композитора.

    "У Ведерникова превосходный бас, богатый тембровыми оттенками, теплый и выразительный, мужественный и какой-то задушевный,- говорил Свиридов.- Но все-таки, несмотря на прекрасные вокальные данные, хочется, прежде всего, говорить о Ведерникове - художнике, большом артисте. Для него петь - значит раскрывать самую суть музыкального образа".


    о фестивале :: программа :: участники :: партнеры :: фотоальбом :: публикации

    © 2002-2003 Минкультуры Чувашии
    Rambler's Top100